Можно ли приносить еду на могилу
Обычай приносить еду на могилу настолько распространен в России, что многие считают его исконно православным. На кладбища приходят с кутьей, крашеными яйцами, сладостями и спиртным. Иногда что-то из этого оставляют «для покойного», иногда родные и близкие сами едят и пьют, вспоминая об умершем родственнике. В нашем материале мы расскажем о происхождении этой традиции, а также о современном отношении к ней.
История обычая
Оставлять еду на могилах принято далеко не только в нашей стране. Очень многие народы верили, что пища, которую кладут возле захоронений, со временем попадает в какое-то другое место. В некоторых культурах считалось, что к покойному – ведь никто не знает, как устроен мир иной и достаточно ли в нем еды. В других полагали, что еду забирают себе боги, а взамен заботятся об умершем и о живых.
Обычай есть самим на могилах связан прежде всего с языческими традициями. Например, у славян было принято устраивать тризны – пиршества в честь покойного. В это время не только пировали: тризна включала в себя гуляния, пляски и военные состязания. Обычно все это происходило после сожжения тела покойного, неподалеку от места, где проходило погребение.
Кроме того, есть традиция, которая сохранилась до наших дней и даже нашла свое отражение в православии. Речь идет о праздновании Радоницкой недели. Славяне в это время устраивали весенние гуляния. Они были продолжительными и включали в себя игрища, разведение костров, песни, танцы, смотрины невест. На второй и третий день Радоницкой недели было принято приходить к месту упокоения предков и приносить с собой пищу. Часть угощений съедали, садясь в круг у могил, часть оставляли в качестве подношения покойному. Согласно повериям славян, души умерших в это время возвращались на землю и могли разделить праздничную трапезу с живыми. Также могилы поливали квасом и пивом – это тоже считалось проявлением щедрости.
Обычай есть на могилах сегодня
В наши дни чаще всего на кладбище приходят с едой в родительскую субботу и во время Радоницы. Иногда угощения приносят и в другие дни: на могилах оставляют конфеты, стопки с алкоголем, хлеб.
Представители церкви единогласно говорят о том, что пища покойному не нужна. С точки зрения христианства «угощать» покойного не имеет смысла: еда, как и все материальное, перестает быть важной для человека с момента кончины. У души нет потребности питаться, и все, что ей нужно, согласно религиозным воззрениям – это молитвы близких людей. Поэтому наилучшим способом поминать человека считается прочтение молитв или обсуждение добрых воспоминаний, которые остались у родных о покойном.
Отдельно стоит вспомнить, что на кладбищах нельзя устраивать пикники или любые другие мероприятия, напоминающие их. Это правило касается всех кладбищ. Место упокоения не должно использоваться для досуга и отдыха с компанией. Именно поэтому лучше не есть на могилах даже в праздничные дни. Правда, традиция давно и прочно вошла в народное сознание, поэтому бороться с ней трудно. На практике отношение администрации кладбища к трапезам чаще зависит от того, насколько их участники соблюдают общественный порядок. Если компания пришла на могилу только для употребления пищи и спиртного, а застолье напоминает скорее гулянку, чем поминальный обряд, вполне естественно, что собравшиеся могут получить замечание от посетителей или работников некрополя.
Можно ли поминать алкоголем
Отдельный вопрос связан с тем, можно ли поминать умерших алкоголем. Церковь однозначно не приветствует такую традицию (как и употребление алкоголя вообще). Пить крепкие напитки на кладбище – не по-христиански, как бы часто ни встречалось обратное убеждение.
Светские нормы здесь полностью согласуются с религиозными. Во-первых, по правилам любого кладбища, находиться на его территории в состоянии алкогольного опьянения запрещено. Во-вторых, кладбище относится к общественным местам, а в нашей стране в них, согласно законодательству, не пьют.
На практике попытку запретить выпивать на могилах нередко встречают возмущением. Люди возражают, что так было принято всегда. Это заблуждение. Если обратиться к описанию поминальных традиций прошлых веков, можно увидеть, что существовало немало предписаний, как проводить поминальную трапезу, но все они скорее взывают к предельной скромности. Например, в пост положено было подавать только постную пищу, а все недоеденное отдавали с собой гостям или нуждающимся. В начале поминок обязательно ели кутью, освященную или окропленную святой водой. Алкоголь был запрещен.
Некоторые источники, правда, могут вселять сомнения по поводу трезвых поминок прошлого. Художники часто изображали поминальные обеды, и на картинах можно увидеть винные бутылки, графины с водкой и коньяком. Сами участники предстают пред нами явно выпившими, что выглядит странно с учетом уже сказанного.
На самом деле это легко объяснимо, если задуматься о смысле таких сюжетов. Люди на полотнах чаще всего демонстрируют развязное или откровенно непристойное поведение, и заняты они явно не воспоминаниями о покойном. В то же время искренне горюющие изображены совсем иначе: обычно рядом с ними нет ни еды, ни питья.
Поэтому ни кагор, ни водка, ни коньяк не могут присутствовать на поминальном застолье (по крайней мере, если говорить о том, что одобряется церковью). Если вы все же оказались там, где пьют за покойного, употребить самую малость алкоголя допустимо. Главное не забывать, что гости собрались на кладбище не ради этого.