Можно ли со своей урной в крематорий?

3875
Время прочтения статьи - 13 минут 30 секунд

Печальный момент смерти близких часто сопровождается множеством проблем и вопросов, с которыми человек в привычной повседневности никогда не стакивается. Например, мало кому в обычной жизни приходится выяснять правила получения праха сожженного человека родственниками и использования погребальных урн. К сожалению, этим порой пользуются недобросовестные сотрудники крематориев или ритуальные агенты навязывающие лишние услуги и требующие ненужной переплаты денег. Порой люди, желающие предать тело своего близкого огню, неожиданно обнаруживают, что в крематории их заставляют приобрести урны для праха по завышенным ценам, в противном случае грозясь отказать в кремации. Законны ли подобные требования и что делать в такой ситуации, расскажет вам эта статья.

«Со своей нельзя!»

Ситуация, которую, к сожалению, можно нередко встретить в российских крематориях, выглядит приблизительно так: человек, потерявший родственника или друга, и заботящийся о достойном его погребении, приезжает в крематорий для заключения договора на сожжение тела, и вдруг его ставят пред фактом – вашу урну для праха использовать нельзя, покупайте у нас в крематории новую. Разумеется, совершенно идентичную по устройству, и, разумеется, за гораздо большие деньги, чем в специализированном магазине – например, на сайте Ritual.ru. При этом сотрудники крематория ссылаются на внутренний регламент, демонстрируют правила организации, иногда утверждают, что существует запрет использования сторонних урн, а в некоторых случаях могут даже припугнуть посетителей ссылкой на закон, запрещающий простым гражданам приобретать и перевозить погребальные урны.

Имейте в виду – подобные действия сотрудников крематория по принуждению посетителей к совершению покупки совершенно незаконны. С точки зрения закона это поведение может быть описано не иначе как «действия группы лиц в сговоре, направленные на получение выгоды с использованием служебного положения и беспомощного состояния потерпевшего». Недобросовестные работники крематория психически давят на человека, и без того испытывающего стресс от потери близкого, и эксплуатируют чужое горе ради своей прибыли, а все их аргументы юридически ничтожны и не имеют значения, как будет показано ниже. Аналогией этой ситуации являлось бы требование проводников поезда есть в вагонах еду, купленную только в вагоне-ресторане и отказ впустить в поезд пассажира, купившего пирожок на станции. И в том и в другом случае идет речь о возникновении так называемой «незаконной монополии», то есть ситуации навязывания эксклюзивной услуги, которая при этом не является основной по профилю деятельности «монополиста» и в действительности может быть оказана сторонними специалистами. Как еда в поезде может быть приобретена любым законным способом у любого продавца, так и погребальная урна может быть куплена в любом специализированном магазине – например, у нас на сайте shop.ritual.ru.

Юридическая сторона вопроса

Описанные действия сотрудников крематория – настойчивое требование приобрести урну именно в их магазине под угрозой отказать в выдаче праха – нарушает целый ряд законов Российской Федерации разного уровня: статью 16 ФЗ «О защите прав потребителей», статью 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке», постановление Правительства Москвы №260-ПП «О состоянии и мерах по улучшению похоронного дела в городе Москве» и требования, изложенные в письме Департамента Торговли и услуг города Москвы от 12.07.2018г за номером 01-7936/8.

Что это означает в деталях. Во-первых, имейте виду, что крематорий – это учреждение, чья деятельность регламентируется законами РФ и подзаконными актами, а в частности, постановлением Правительства Москвы №260-ПП «О состоянии и мерах по улучшению похоронного дела в городе Москве», которое гласит:

«8.5. Розничная торговля предметами ритуала.

8.5.1. Розничная торговля предметами ритуала осуществляется в магазинах похоронных принадлежностей, похоронных бюро, похоронных домах, городских ритуальных комплексах и иных стационарных объектах похоронного назначения.»

В соответствии с этим пунктом постановления, каждый человек имеет законное право на приобретение урны для праха в любом ритуальном магазине, лицензированном для подобной торговли – таком, как, например, магазин shop.ritual.ru. В том случае, если погребальная урна приобретена в специализированной торговой точке и на нее имеются все необходимые документы, у сотрудников крематория не имеется юридических оснований для отказа помещать прах в эту урну. Они обязаны будут после сожжения тела выдать вам прах умершего родственника в специальной капсуле (так называемой «технической вазе»), которую вы затем поместите в имеющуюся у вас урну.

Отказать вам в использовании урны, приобретенной самостоятельно, сотрудники крематория могут только на технических основаниях – например, в связи с несовпадением размера урны и капсулы с прахом – однако и в этом случае есть возможность решить ситуацию в вашу пользу: об этом читайте в следующем разделе статьи

Во-вторых, даже в том случае, если документов на урну у вас нет, имейте в виду, что существует официальный ответ Департамента Торговли и услуг города Москвы от 12.07.2018г за номером 01-7936/8, сообщающий, что законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного предъявления родственниками умершего сотрудникам и администрации кладбищ и крематориев документов на ритуальные товары. Сертификация ритуальных товаров в Российской Федерации также не является обязательной, а потому отказ в принятии вашей погребальной урны на основании отсутствия каких-либо конкретных документов также является правомерным.

Техническая сторона вопроса

Технические сложности с использованием приобретенной самостоятельно погребальной урны заключаются в том, что в крематории вам могут сообщить, что прах умершего будет помещен после сожжения в капсулу с прахом нестандартного размера, которая не поместится в имеющуюся у вас урну. Поскольку без урны для праха вы не сможете вынести прах сожженного с территории крематория, вас могут опять начать убеждать в необходимости приобретения погребальной урны в местном магазине по цене в 2-3 раза большей, чем в сторонних магазинах.

В такой ситуации существуют два варианта действий. Для начала вы можете попробовать договориться с сотрудниками крематория, чтобы прах вам выдали в «стандартной» капсуле (высотой 20 сантиметров и диаметром 15 сантиметров), на размеры которой рассчитаны большинство погребальных урн. К сожалению, если действия сотрудников крематория продиктованы не техническими проблемами, а желанием наживы, вам попросту откажут, сославшись на отсутствие подобных капсул. В таком случае вы всегда имеете возможность приобрести стандартную капсулу в специализированном магазине самостоятельно, и потребовать, чтобы при получении в крематории праха тот был пересыпан из «нестандартной» капсулы крематория в принесенную вами, которая подойдет к принесенной вами урне. Все, что требуется в этом случае – документы из магазина и товарный чек на капсулу.

Как бороться с отказом крематория принимать принесенную урну

Для того, чтобы не столкнуться с неправомерными действиями сотрудников крематория, желающих нажиться на вашем горе, лучше всего доверить организацию погребения специалистам. Обращайтесь в компанию Ritual.ru по телефону +7 (495) 100-3-100 и мы поможем вам организовать достойное погребение умершего, а ответим на любые имеющиеся вопросы.

В том случае, если вы все же оказались в описанной ситуацией, и работники крематория отказываются использовать погребальную урну, принесенную вами, для выдачи праха вашего родственника после его сожжения, вам следует совершить нижеописанные действия.

Первое – обязательно включите камеру на вашем смартфоне и потребуйте от сотрудника крематория представиться, назвать свою должность, объяснить причину отказа и показать в объектив камеры те документы, на которые он ссылается, мотивируя отказ.

Второе – попросите официальный бланк крематория, и напишите в нем отказ от урны, которую предлагают в крематории, на основании того, что у вас уже имеется своя.

Третье – смело обращайтесь в инстанции, телефоны которых перечислены в конце статьи: Роспотребнадзор, ФАС, прокуратуру, службу по защите прав потребителей и т.п. Позвонив, сообщите адрес крематория и опишите ситуацию, сославшись на перечисленные в этой статье положения законов. Не стесняйтесь требовать вызова наряда полиции по факту совершения правонарушения – заявите, что работник или сотрудник администрации, злоупотребляя служебным положением, шантажирует с целью личного обогащения граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и пришедших получить ритуальную услугу на законных основаниях. В большинстве случаев, встретив такой отпор, нечистые на руку сотрудники крематория отказываются от своих противозаконных требований и соглашаются принять вашу урну для праха.

Имейте в виду (и сообщите об этом тем людям, которые отказывают вам в принятии вашей погребальной урны), что за незаконные действия работников крематория можно привлечь к ответственности по следующим статьям:

Статья 179 УК РФ «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения».

Статья 6 Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» «Монопольно высокая цена товара».

Статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Статья 159 УК РФ «Мошенничество».

Телефоны для связи с организациями, которые могут помочь вам в описанной ситуации

Роспотребнадзор — 8-800-100-0004, 8 (499) 973-26-90

Прокуратура города Москвы – +7 (495) 683-68-74, +7 (495) 987-56-56

Федеральная Антимонопольная Служба — +7 (499) 755-23-23

Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве — 8 (495) 784-75-05 (доб 100/105); 8 (495) 607-49-29

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — +7 (499) 973-26-90, depart@gsen.ru

Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы – Управление нормативного реагирования и защиты прав потребителей — Тел. +7 (499)694-57-66, +7 (495)694-57-66

Юридическая служба Общероссийского союза общественных объединений «Союз потребителей Российской Федерации» — +7 (499) 347-10-59

Объединение потребителей России — +7 (495) 225-86-34

Межрегиональная общественная организация Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» — +7 (499) 241 40 87

Московское общество защиты потребителей — +7(495) 625-49-59; 625-43-23

Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Права потребителя» — +7 (499) 705-87-66

Региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Резонанс» — +7 (495) 671 05 23

Межрегиональный общественный фонд «Московский фонд защиты прав потребителей» — +7 (095) 290-9009

Региональная общественная организация потребителей «Практика» — +7 (499) 145-36-97


26 июля 2021
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок