Похоронные обычаи армян
Армяне – древний и гордый народ, который более чем за 2500 лет существования прославился на весь мир богатой культурой, необыкновенной отвагой и глубокой мудростью, зародился на зеленых склонах Армянского нагорья и внес огромный вклад в мировую цивилизацию. Первые упоминания об Армении встречаются в тексте Бехистунской надписи персидского царя Дария I (VI в. до н.э.), трудах Геродота, заложившего основу современной исторической науки (V в. до н.э.) и древнегреческого писателя Ксенофонта (V – IV в. до н.э.): все они описывают ее как богатую и благополучную страну, народ которой невозможно победить. Благодаря классическому армянскому языку (IV-XI вв. н.э.) современные ученые имеют возможность в переводе познакомиться с сочинениями множества античных авторов, оригиналы которых были утеряны. Кроме того, Армения была первой державой, принявшей христианством в качестве государственной религии, а Армянская апостольская церковь считается одной из древнейших христианских церквей мира.
Сегодня в мире насчитывается от 10 до 12 млн. армян, широко расселившихся по всей планете: помимо 3 млн. граждан Армении, сотни тысяч армян проживают на территории США, Аргентины, Франции, Ливана, Грузии, Сирии и Ирана. В России армянская диаспора превышает 2 млн. человек и таким образом занимает 7-е место по численности в стране. На протяжении истории основная масса армян исповедовала христианство, что во многом повлияло на формирование народной культуры. Однако свой след в ней оставили также ислам, зороастризм и различные языческие верования древнего мира. Рассматривая армянские похоронно-поминальные традиции, необходимо держать это обстоятельство в уме.
Дохристианские поверья, связанные со смертью и покойником
В народной армянской культуре сохранилось множество древних примет и традиций, связанных со смертью. У некоторых общин до сих пор считается, что каждому человеку предопределена своя судьба, - тчакатагир (букв.: надпись на лбу), - и еще до рождения для него небесами назначен день смерти, который нельзя ни приблизить, ни отсрочить. В этот день, согласно поверьям, к умирающему спускается ангел и забирает его душу, которая покидает тело с последним дыханием. Мучительная агония была знаком того, что человеческий дух не желает расстаться с земной жизнью, и смерти приходится насильно «вырывать» ее из тела. Чтобы облегчить переход, члены семьи распахивают окна, вынимают из-под головы агонизирующего родственника подушку, кладут рядом его любимые вещи и фотографии родных, которые в этот момент находились вдали от дома. Таким образом он получает возможность попрощаться с дорогими сердцу людьми и уйти на тот свет не в страхе, а в комфорте, а если он упрямится, – его, наоборот, как-бы «выпроваживают».
Сохранилось в армянской погребальной традиции и множество охранных ритуалов, призванных прогнать злую силу из дома и не дать ей забрать кого-то из членов семьи покойного. Сразу после наступления смерти в жилище останавливают часы, завешивают все зеркальные поверхности, завязывают руки покойнику. Пока труп находится в доме, не следует стирать белье или заниматься садовыми работами – это может привлечь внимание ангела смерти. Кроме того, «небезопасным» считается оставлять гроб, пока тело не вынесут из дома, а у изголовья кровати нужно держать зажжённую свечку.
Крышка гроба или как армяне готовят умершего к похоронам
Весть о наступлении смерти быстро распространяется среди родни, друзей и соседей, и все спешат в дом к умершему, чтобы выразить его семье свои соболезнования и пожелать ему светлой загробной жизни. По традиции у двери в квартиру или подъезд принято выставлять крышку гроба, чтобы сообщить о траурном событии, а также попросить проходящих вести себя соответственно случаю и воздержаться от веселья и громких разговоров.
В целом похоронный обряд у армян соответствует христианским канонам и не сильно отличается от распространенных в России обычаев. Сейчас большинство подготовительных процедур совершаются в соответствующих медицинских учреждениях, однако омовение традиционно происходит именно дома. В дом приглашают священника, который читает над умершим молитву и освящает воду для омовения. Купальщики укладывают покойника на специальный стол или скамью лицом к востоку и моют его тело освященной водой с мылом, начиная с головы и заканчивая ступнями. Если после этой процедуры в сосуде останется жидкость, ей поливают руки и ноги купальщиков, чтобы «смыть» с них прикосновение смерти. Затем посуду, в которой находилась вода, разбивают, а черепки выбрасывают.
Проводы в последний путь
После омовения умершего перекладывают в гроб на сложенный пополам саван. Ему в руки помещают кусочек просфоры, - богослужебного хлеба в православии, - или крестик. До назначенного дня похорон (как правило, третий день после смерти) дом посещают родные и близкие, чтобы попрощаться с усопшим. По армянской традиции, гроб трижды обходят против часовой стрелки, а затем целуют руку покойника, отдавая таким образом последнюю дань уважения.
Семье, в которой случилась смерть, принято оказывать в это время и моральную, и финансовую поддержку. Для этого в комнате с покойником устанавливают специальную коробку для денег, в которой желающие могут оставить пожертвования. Кроме того, человек, не вернувший умершему долг, должен обязательно сообщить об этом его родственникам, иначе он совершит страшный грех.
Перед тем, как вынести гроб из дома, его трижды опускают и поднимают, а затем столько же раз ударяют его концом о закрытую входную дверь. Считается, что апостол Петр, хранитель райских ворот, услышав троекратный стук, откроет врата и пропустит душу в царство небесное. Выйдя во двор, с покойником еще раз прощаются, поворачивая его по ходу солнца. Вероятно, вторая традиция является реликтом языческих верований, по которым умершего нужно «запутать», чтобы он не нашел дорогу домой. В пользу этой версии говорит то, что в старину гроб или носилки с умершим выносили не через входную дверь, а окно, а на пего остель клали тяжелый камень, который как бы «занимал» его место. Затем, когда траурная процессия двигалась к кладбищу, священнику и никому из участников нельзя было оборачиваться назад, чтобы невольно не указать покойнику путь домой.
Погребение
Традиционно женщины не участвуют в похоронах, и после отпевания должны отправиться домой, чтобы приготовить поминальный пир. Хотя в сельской местности еще практикуется этот обычай, в городах он постепенно уходит в прошлое: женщины сопровождают траурную процессию на всем протяжении похорон, но перед тем, как гроб опустят в могилу, они отходят в сторону.
Установив гроб около могильной ямы, родственники развязывают умершему руки, а путы кладут рядом. Иногда с ними помещают какие-то личные вещи, например очки, если покойник страдал близорукостью, или пачку сигарет – если курил. Затем гроб опускают в могилу. Священник или ближайших из родственников первым бросает вниз горсть освященной земли, за ним следуют остальные участники церемонии. При этом присутствующие приговаривают: «Доброго пути, передавай привет нашим мертвецам».
Стоит отметить, что в Армении, хотя кремация была разрешена еще в 2006 году, не действует ни одного крематория, а привезенную для захоронения на родине урну с прахом армянина перед похоронами помещают в гроб. В России армянская община не настолько консервативна в делах, касающихся похорон, однако и в ней практика сожжения мертвецов не получила широкого распространения.
Поминальные дни
После завершения погребальной церемонии скорбящие отправляются домой к семье умершего для того, чтобы сдержанно и достойно провести поминки. Перед тем, как войти дом, руки и обувь очищают водой или мокрым полотенцем. На стол традиционно ставят хашламу (тушеная баранина или ягнятина с овощами) и куркут (сваренная с бараниной или говядиной пшеничная крупа), а также различные сладости и фрукты. Из спиртного пьют только водку или коньяк, но не более нескольких рюмок.
Поминки принято проводить на 3-й, 7-ой и 40-й дни, а затем в годовщину после смерти. Кроме того, последователи Армянской апостольской церкви также вспоминают умерших в понедельник после каждого из пяти Великих праздников: Святого Рождества и Крещения, Святого Христова Воскресения, Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Воздвижения Животворящего Креста. Все из вышеперечисленных праздников кроме Рождества (отмечается 6 января) исчисляются по лунно-солнечному календарю и являются переходящими. По этой причине и поминальные дни каждый год приходятся на разные даты.