Безопасные гробы и системы спасения из могилы

2439
Время прочтения статьи - 8 минут 50 секунд

Тафофобия, или страх быть погребённым заживо, долгое время являлась одной из самых распространённых человеческих фобий. Хотя исторически случайное погребение человека, ошибочно признанного мертвым, встречалось нечасто, люди прошлого не всегда могли сказать наверняка жив человек или мертв, и в результате «умерший» мог неожиданно прийти в себя во время подготовки к собственным похоронам – а то и уже после их завершения. В XIX веке тафофобия приобрела характер истерии. Паника охватила не только неграмотных крестьян, но и самых образованных людей. Альфред Нобель, Николай Гоголь, Фредерик Шопен, Джордж Вашингтон, Ханс Христиан Андерсен – все эти исторические деятели требовали после своей кончины «удостовериться» в том, что они действительно мертвы. Шопен, к примеру, завещал вырезать ему сердце, а Вашингтон попросил, чтобы его тело похоронили не ранее чем через двое суток после того, как доктора объявят его мертвым.

Ответом на панические настроения стало производство порой самых причудливых механизмов и устройств спасения для погребенных заживо. Дыхательные трубки, флажки, системы колокольчиков, переговорные устройства и пр. – все это в случае «ложной тревоги» позволяло узнику подать знак прохожим и продержаться до своего спасения. Вплоть до 40-х гг. так называемые «безопасные» гробы пользовались большим спросом у тех, кто мог себе позволить такую предосторожность.

Насколько оправдан был страх преждевременного захоронения?

Всплеску тафофобии во многом способствовали массовые эпидемии холеры, поражавшие страны Европы и Северной Америки в XVII-XIX вв. Рвота и диарея, которыми сопровождается эта болезнь, полностью истощали и обезвоживали организм, из-за чего артериальное давление падало, а сердце замедлялось. Это могло привести к состоянию кататонического ступора – состоянию, для которого характерна обездвиженность, отсутствие реакции на внешние раздражители и повышенный мышечный тонус, схожий с трупным окоченением. Чтобы не допустить распространение болезни, жертв хоронили чрезвычайно поспешно — иногда через несколько часов после смерти, — и в этой связи существовал весьма реальная угроза быть погребенным заживо.

Хотя к началу XX века медицина достигла достаточного уровня, чтобы с высокой точностью определить, жив ли человек или нет, страх быть похороненным заживо был все еще оправдан. Многие тропические болезни приводили к нарушениям работы нервной системы, паталогической сонливости и брадикардии. В 1915 году мир охватила эпидемия летаргического энцефалита, для острой фазы которого были характерны расстройства сердечно-сосудистой деятельности, нарушение ритмы дыхания, непроизвольное сокращение мышц и коматозное состояние. Многие из тяжело больных пациентов с течением времени полностью выздоравливали – или же изредка по ошибке оказывались на двух метрах под землей.

Первые безопасные гробы

Пионерами в производстве гробов с системами безопасности стали немцы. Первый в истории безопасный гроб был изготовлен по заказу прусского принца Фердинанда Брауншвейгского незадолго до его смерти в 1792 году. В гробу было прорезано окошко, через которое внутрь проникал свет, а также проведена дыхательная трубка, предназначенная для обеспечения «мертвеца» свежим воздухом. Крышка смертного одра принца была закрыта на специальный замок, которой мог быть открыт как снаружи, так и изнутри. Чтобы в случае ошибки он мог выбраться на свободу, в карман его савана положили два ключа – один от крышки, другой от дверей склепа.

Пример принца Браншвейгского вдохновил немецкого священника П.Г. Песслера предложить оборудовать все гробы шнурами, связанными через систему блоков с церковными колоколами. Несмотря на всю непрактичность этой идеи, благодаря ей в Европе вскоре появились первые гробы, оснащенные системами сигнализации. Альтернативное решение проблемы придумал коллега Песслера, пастор Бек – установить в гробы выходящую на поверхность трубку. С ее помощью совершающий обход кладбища священник мог заметить отсутствие трупного запаха из свежей могилы или крики о помощи.

Гробы с вентиляцией

Простая сигнальная система вскоре обросла массой нюансов. В 1829 году доктором Иоганном Готфридом Табергером и его коллегой Францем Вестером был запатентован гроб с вентиляцией и сигнализацией. К рукам и ногам усопшего стали привязывать веревки, которые через трубку были соединены с системой колокольчиков. Малейшее движение открывало доступ к кислороду и подавало кладбищенским сторожам сигнал о спасении. Чтобы защитить надгробные колокольчики от ветра, дождевой воды или птиц, его закрывали специальной прозрачной крышкой. Услышав звон, сторож должен был вбить в нижней части гроба вторую трубу и с помощью мехов нагнетать в гроб воздух, чтобы облегчить существование «немертвого» до освобождения.

Серьезным недостатком их безопасного гроба был тот факт, что изобретатель не учел трупное вздутие: из-за естественных процессов разложения тело нередко изменяло положение, вызывая случайное движение шнура. В результате спешившие раскопать «несчастного» сторожи обнаруживали в гробу полуразложившийся труп. Чтобы решить эту проблему, Вестер вскоре дополнил конструкцию окошком с дверцей, которая позволяла собственными глазами убедиться в том, что мертвец действительно мертв. Кроме того, он сделал сигнальную систему съемной, что позволяло снять трубу с колоколом и окном с гроба и использовать её на другой могиле.

Интересно! Именно гробы, оснащенные системой сигнальных колокольчиков, дали рождение английскому выражению «Saved by the bell» (с англ. – «спасенный звонком» или чудом спасшийся).

В 1887 году похожую конструкцию представил граф Мишель де Карнис-Карники, камергер императора Николая II. Он дополнил изобретение механическим приводом, который при малейшем шевелении трупа открывал специальную трубку для подачи воздуха, поднимал красный флаг над могилой и звонил в колокол. Любопытно, что уже на демонстрации этого приспособления система сигнализации отказала, что чуть не стоило графу жизни.

Гроб с системой спасения

Хотя конструкция большинства безопасных гробов основывалась на системах вентиляции и сигнализации, изобретатели не оставляли попыток разработать приспособление, которое бы позволило погребенному самостоятельно выбраться из могилы. Пример такого механизма в 1843 году предложил американец Кристиан Айзенбрандт. Гроб был оборудован специальной крышкой на петлях, снабженной рычагами и пружинами, срабатывающими на движение. Для того, чтобы «немертвый» мог привести устройство в действие, под его головой была установлена металлическая подголовная пластина, а на палец надето кольцо. При помощи проволоки они были связаны с замком гроба, и малейшее движение способствовало срабатыванию щеколды на крышке. Помимо открывающего механизма, в крышке гроба было проделано отверстие, закрытое сеткой, через которую после захоронения должен был поступать ограниченный запас воздуха.

Айзенбрандтовский безопасный гроб, безусловно, не был приспособлен для похорон в обычную могилу, однако мог спасти жизнь человеку, которого погребли в склепе или семейной усыпальнице. Слой земли в принципе является главным препятствием для создания гробов с системой самостоятельного спасения.

18 февраля 2021
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок