+7 (495) 100-0-100

Православный похоронный обряд

Отношение к смерти и телу покойного

Земная жизнь в христианстве понимается как подготовка к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать и душа, и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон, успение на церковно-славянском языке, а умерший – усопший, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» — человек, пребывающий в покое.

Следствием такого отношения к телу усопшего и являются процедуры подготовки тела к погребению и обряду погребения в целом. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойные похороны и погребение.

Этапы православного обряда приготовления тела усопшего к погребению: омовение, облачение, уложение во гроб:

Омовение

Омовение совершается как гигиеническая процедура и обряд очищения – тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Облачение

На почившего надевают крест, облекают его в чистые одежды, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного следует закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом располагают крестом.

Похоронное бдение

До выноса тела и захоронения совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Её следует начать после положения облаченного тела на стол, затем она совершается в церкви. Перед выносом тела в храм для совершения обряда отпевания читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Гроб переносится в храм (если он близко) или перевозится на катафальном транспорте. Отпевание оканчивается заупокойной литией.

Погребение

Затем гроб перевозят к могиле. При опускании покойного в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает на гроб елей, посыпает его пеплом и зернами пшеницы. Затем посыпает гроб землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли.

Предание тела земле символизирует для христиан надежду на воскресение, именно поэтому столь важен обычай предавать тела земле как зерна, которые прорастут.

Надмогильный крест

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

Срок погребения

3-й день после смерти.

Поминки

В православии – это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Все действия и состав пищи обряда имеют сакральный смысл.

Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Иисуса Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем. Неприемлемы праздные слова на сторонние темы.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала.
Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Девятины

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся только самые близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и познает грехи содеянные.

Сороковины

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло.

В силу различных социально-экономических обстоятельств в России все больше верующих предпочитают кремацию погребению.

Служба Ritual.ru поможет вам провести похороны по православному обряду на самом достойном уровне. Проконсультироваться по любым интересующим вас вопросам вы можете по телефону круглосуточной городской информационной службы 8 (499) 129-5-711.