Чтение Псалтири по умершему

3187
Время прочтения статьи - 11 минут 0 секунд

В Православной Церкви существует древний обычай непрерывного чтения Псалтири – древней книги псалмов – над телом усопшего до его погребения, и в память об усопшем после его погребения. Какова история этого обычая и как следует правильно читать Псалтирь для точного следования православной традиции, расскажет вам эта статья.

Что такое Псалтирь

Псалтирь – одна из библейских книга Ветхого Завета, состоящая из полутора сотен «псалмов», особого рода песен, в которых запечатлены переживания и размышления благочестивой души при разных жизненных испытаниях. Среди книг Священного Писания книга Псалтирь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви, поскольку «Книгу песней царей Давида и Соломона» считают одним из наиболее выразительных и глубоких сборников текстов, обращенных к Богу. В более поздние времена Псалтирь даже стали считать книгой, которая могла позволить «отчитать» человека, одержимого бесами, и высвободить его душу.

Для чего читают Псалтирь

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности. В Апостольских постановлениях первых веков христианства было заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и сороковой. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. Сложилась традиция при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Слова Божия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных христиан читать Псалтирь.

Еще по раннехристианским представлениям считалось, что чтение Псалтыри может оказать помощь умершему. Богословы полагали, что на пути к небу душу ждут «мытарства», то есть искушения и препятствия, а также бесовские деяния, мешающие умершему пройти ко встрече с Богом. Чтение псалмов должно помочь душе преодолеть эти мытарства, поскольку в псалмах запечатлены высшие качества человеческой души, освященной Господом. Помимо этого, за счет своей художественной выразительности, тексты псалмов могут оказать духовную поддержку тому, кто молиться и помочь ему выразить чувства, ведь в псалмах описываются различные жизненные ситуации, в которых порой оказывается каждый на протяжении земной жизни, а также даются обнадеживающие и вдохновляющие комментарии к ним.

Исходя из вышесказанного, наибольшую пользу для усопшего и для живых приносит чтение Псалтири именно теми людьми, которые горюют и поминают: это чтение есть и свидетельство большой любви к умершему и усердия в поминовении, а также средство избавления от душевной тяжести у самого поминающего. Несомненно, Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. А горюющим это чтение способно принести великое утешение, потому что при чтении они постоянно знакомятся со свидетельствами слова Божия, преисполненного свидетельств о любви к людям, и живым, и умершим. Душе умершего чтение Псалтири приносит великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельство о любви к ним их живых собратий.

Как читают Псалтирь

Следует помнить, что перед началом чтения Псалтири присутствующим иереем должно быть совершено «Последование по исходе души и тела». Чтение над гробом усопшего осуществляется особым образом. Псалтирь состоит из 20 разделов – кафизм, каждая из которых делится на три «Славы». В каждой кафизме от шести до девяти псалмов. Владыка Афанасий (Сахоров) в своем исследовании «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» писал, что при чтении Псалтири у гроба усопшего нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой «Славы:», и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Прежде, чем начать чтение первой кафизмы, чтецу следует произнести молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири, а по завершении каждой кафизмы он также должен произносить специальные молитвы, равно как и по окончанию чтения Псалтири чтецу следует произнести особые молитвы. В наши дни получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй «Славе:» кафизмы, читается молитва «Помяни, Господи Боже наш...», а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

Псалмы следует читать не торопясь, со вниманием вникая в читаемое, сосредоточившись на содержании каждой фразы и душевно настроившись на молитвенный лад. Конечно принимать на себя послушание по чтению Псалтири при гробе усопшего может только тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Всего по православной традиции за умерших положено читать сорок псалтырей, по одной в день. Если на протяженности дня были прочитаны не все кафизмы, то на другой день чтение следует начинать с следующей кафизмы. По завершении прочтения Псалтири, надлежит начинать новое чтение с предначитательных молитв.

Что важно, церковная традиция допускает, в отличие от большинства других моментов богослужения, при чтении Псалтири сидеть. Даже само слово «кафизма», которое с греческого переводится «сидение», указывает на эту богослужебную практику. Эта традиция перешла в приходские храмы из монастырей. В монастырском богослужении чтение кафизм занимает большое количество времени. В это время монахи, как правило, молятся Иисусовой молитвой и слушают чтение Псалтири. Если другие молитвенные тексты – это целиком и полностью обращения к Богу, то чтение кафизм воспринимается в том числе и как назидательное чтение. С другой стороны, любому чтецу Псалтири все-таки при чтении над телом усопшего приличнее стоять, как человеку молящемуся, в ногах у гроба, если только особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Молитвы, которыми сопровождается чтение Псалтири

Перед началом чтения Псалтири следует произнести:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Читая кафизмы, по каждой «Славе» нужно проговорить:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти – “новопреставленного”) раба Твоего [или: рабу Твою], брата нашего [или: сестру нашу] [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю] вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей]причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому [или: той] буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Далее следует приступать к чтению псалмов кафизмы. Закончив кафизму, следует произнести:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.


5 октября 2021
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок