Что случилось с телами погибших на «Титанике»?

23419
Время прочтения статьи - 17 минут 10 секунд

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана затонул легендарный «Титаник», крупнейший трансатлантический лайнер своего времени. Из более 2200 пассажиров и членов экипажа, находившихся в ту роковую ночь на борту корабля, уцелели около 700. Истории выживших хорошо задокументированы, многие из них легли в основу известных романов и кинокартин. Но что случилось с телами полутора тысяч погибших?

Хронология и статистика катастрофы «Титаника»

В полдень 10 апреля лайнер вышел из гавани Саутгемптона (графство Хэмпшир, Англия) в свое первое и последнее путешествие. Пополнив на следующий день запасы продовольствия и приняв на борт последних пассажиров в ирландском городе Квинстаун (Ков), корабль вышел в открытый океан. По разным подсчетам, на борту находилось от 2208 до 2225 человек, в том числе 908 членов экипажа. Судно было оснащено 20 спасательными шлюпками, вместимостью до 1178 человек, 3560 жилетами и 48 кругами.

В 23.40 «Титаник» столкнулся правым бортом с подводной частью айсберга и начал идти ко дну. По приказу капитана радисты начали передавать сигнал бедствия. В 0.30 на судно поступил ответ от пассажирского парохода «Карпатия», который находился в 93 км от места кораблекрушения. Капитан «Карпатии», Артур Рострон, приказал перенаправить всю мощность паровых машин на двигатели, что позволило пароходу развить скорость 32,4 км/ч (при максимально безопасной 25,9 км/ч) и добраться до точки назначения за рекордные 3 часа. В 4.10 на борт поднялись первые уцелевшие пассажиры затонувшего «Титаника». Приблизительно в 9 утра к кораблю пристала последняя шлюпка с выжившими, и судно взяло курс на Нью-Йорк.

Всего на борту «Карпатии» спаслось 705 пассажиров и членов экипажа, 1517 (по данным американской комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы) – погибли при кораблекрушении от травм и переохлаждения. Найдены были лишь 334 тела.

Поисковые операции

Новости о потоплении «Титаника» быстро достигли суши, и на следующее утро заголовки газет запестрели заголовками о произошедшей трагедии; однако истинный масштаб катастрофы стал известен только 16 апреля, когда на берег стали поступать сообщения от проплывавших мимо места крушения кораблей о море полном мертвых тел. Еще до того, как «Карпатия» успела достичь Нью-Йорка, компания «White Star Line», которой принадлежал затонувший лайнер, зафрахтовала несколько суден для поисково-спасательных работ и возвращения останков погибших: «Mackay-Bennett», «Minia», «Montmagny» и «Algerine». Центром операции стал городок Галифакс в Новой Шотландии – ближайший населенный пункт к месту происшествия, – а организации погребения была возложена на крупнейшую в регионе похоронную службу, «John Snow and Company Ltd».

Первая поисково-спасательная миссия. «Маккей-Беннет»

Первым поисковым судном, отправленным к месту крушения «Титаника», стал кабельный корабль «Маккей-Беннет», покинувший порт Галифакса 17 апреля. На борт было погружено около 100 деревянных гробов, множество парусиновых мешков, железный балласт для морского погребения, все необходимые для бальзамирования тел средства и инструменты, а также несколько десятков тонн льда. Вместе с экипажем судна в мрачное путешествие отправилась группа похоронных работников и священник.

До места назначения «Маккей-Беннет» добрался вечером 20 апреля, а на утро команда принялась за работу. Каждому погибшему, чье тело было обнаружено в море, присуждался номер, который заносился в специальную учетную книгу вместе с детальным описанием его внешности и списком всех находящихся при нем вещей. Сами же вещи матросы складывали в пронумерованные соответствующим образом мешки. Тела тех, кого удавалось опознать, передавали бальзамировщикам, которые внимательно документировали все телесные повреждения на трупе, проводили бальзамирование и затем складывали их в заполненный льдом трюм. Остальные трупы зашивали в мешки с железным балластом и предавали вечером морю на короткой похоронной церемонии.

Несмотря на принятые меры, на третий день работ запасы начали подходить к концу, а количество трупов на борту продолжало расти: 21 апреля команда подняла на палубу тела 51 погибшего (24 неопознанных тела затоплено), 22 апреля – 27 (15 тел затоплено, большинство не опознано), 24 апреля – еще 87 (все завернуты в парусину и погружены в трюм со льдом). В этих обстоятельствах капитан был вынужден выбирать, кого из умерших отдавать в руки бальзамировщиков, а кого – предавать морю. Когда 26 апреля на смену «Маккей-Беннет» прибыла «Миния», в реестре жертв «Титаника» находилось 306 записей, но в трюме корабля лежали 190 тел – остальные 116 были захоронены в море.

Корабельный инженер «Маккей-Беннет» Фредерик Гамильтон так охарактеризовал впечатления от спасательной экспедиции в своем дневнике: «21 апреля... Океан усеян деревянными обломками, мебелью и телами – множеством тел. Мы опустили тендер, и принялись за дело. Команда трудилась весь день, затаскивая трупы на лодку. Задача перед нами стояла нелегкая - тела погибших разбухли, а одежда пропиталась водой. Сегодня мы достали из воды тела 51 погибшего, из них 2 детей, 3 женщины и 46 мужчин, но кажется, что трупов вокруг меньше не становится. За нашим исключением одинокая птица-фаэтон, кружащая над кораблем, -единственное живое существо в этом мертвом месте».

Последующие поиски

Получив сообщение о большом количестве жертв и нехватке погребальных принадлежностей, White Star Line отправила на место катастрофы еще одно судно, кабелеукладчик «Миниа». В трюм корабля погрузили 150 гробов, 20 тонн льда и 10 тонн железных прутьев, не говоря о бальзамических принадлежностях и инструментах, однако большая часть из них так и не была использована – с 26 апреля по 3 мая были обнаружены только 17 тел, причем 2 захоронены в море. Кроме утопленников команда, по воспоминаниям членов экипажа, грузила на борт немало оставшихся от корабля «сувениров» – мебель, картины, предметы одежды.

Плохая погода затрудняла поисковые работы, и 3 мая «Миниа» была вынуждена взять обратный курс на Галифакс. К месту крушения «Титаника» затем поочередно отправлялись еще два судна – обслуживающий маяки тендер «Монманьи» и грузопассажирский корабль «Алжерин», – однако в совокупности им удалось обнаружить и доставить на берег всего 5 тел. В июне, спустя почти месяц после кораблекрушения трансатлантический лайнер «Oceanic» обнаружил лодку с еще 3 мертвецами на борту. Последние два тела с «Титаника» были случайно найдены и подняты 6 и 8 июня пароходами «Оттава» и «Илфорд» соответственно.

Фрэнсис Дайк, матрос корабля «Миниа» написал 27 апреля: «Я искренне надеюсь, что мне никогда больше не придется участвовать в подобных экспедициях, потому что работа эта, скажу тебе, далеко не приятная. Мы с доктором ночуем в каюте вместе с 14 гробами, потому что поставить их пока больше негде».

Система опознания и захоронения погибших на «Титанике»

За два месяца поисков поисковые судна обнаружили тела 334 погибших, почти треть из них была возвращена в море. Имеющиеся в распоряжении социологов источники показывают, что отнюдь не всегда решение, кого оставлять на борту, а кого – отправлять на дно, было продиктовано возможностью опознать жертву: из 118 морских погребений только в 56 случаях личность погибшего не была установлена. Канадский закон требовал обязательного бальзамирования транспортируемых останков, и нехватка бальзамирующей жидкости создала ситуацию, в которой экипажу пришлось выбирать, каким телам отдавать приоритет. Решающим фактором в этих обстоятельствах стал социально-экономический статус умершего и, в частности, класс, которым он путешествовал на корабле.

Умершим пассажирам с билетами 1-го класса или личными вещами, одеждой и внешностью, которые могли указать на их прижизненное богатство, отдавался приоритет при бальзамировании и распределении гробов. Погибшие пассажиры 2-го класса также подлежали бальзамированию, после чего их заворачивали в парусину и складывали отдельно от первых. Тела многих пассажиров 3-го класса и почти всех членов экипажа были сперва зашивали в парусиновые мешки, а в конце дня предавали морским похоронам на короткой погребальной церемонии.

Похороны жертв «Титаника»

Пока команда «Маккей-Беннет» занималась поиском останков жертв кораблекрушения «Титаника», в Галифаксе вовсю шла подготовка к прибытию погибших пассажиров. Было решено, что судно пришвартуется не в самом порту, а на хорошо охраняемой Королевской Канадской верфи неподалеку. В день прибытия на верфь корабль должны были встречать коронер и представитель местного ЗАГС-а, чтобы сразу начать оформления необходимых для захоронения усопших документов. В качестве временного морга похоронное бюро Джона Сноу арендовало каток для керлинга «Mayflower» на улице Агрикола. Здание оперативно оборудовали 37 станциями для бальзамирования, где патологоанатомы должны были закончить или исправить работу, проведенную судмедэкспертами на борту «Маккей-Беннет». Сам каток разделили парусиной на 67 небольших секций, предназначенных для опознания тел, каждая из которых могла вместить до трех гробов одновременно.

«Маккей-Беннет» прибыл в Галифакс в 9.30 утра. Палубу корабля закрывал кусок брезента – под ним лежали тела, для которых не хватило место в трюме. Сначала на сушу выгрузили останки пассажиров, зашитые в парусиновые мешки, затем с кормы стали спускать гробы пассажиров 1-го класса. К транспортировке были привлечены все имеющиеся в городе и его окрестностях катафалки – всего более 30 повозок и телег. К тому моменту, когда первый из них добрался до катка, его уже встречала большая толпа.

Первые похороны состоялись на городском кладбище «Фэйрвью» уже 1 мая. На нем и по сей день можно найти памятники 121 жертве крушения «Титаника». Большинство из могил отмечены серыми гранитными надгробиями, выставленными в линию, напоминающую собой носовую часть корабля. Тела десяти еврейских пассажиров были захоронены на прилегающем к «Фэйрвью» иудейском кладбище Барона де Гирша. Еще четыре жертвы нашли упокоение на кладбище «Маунт Оливет». Тела остальные погибших были возвращены родственникам и преданы родной земле в разных уголках света.

Куда пропали останки погибших

Из 1517 погибших на землю вернулись только 334. Где же находятся тела остальных? Как предполагают эксперты, подводное течение разбросало большую часть останков по океанскому дну, где они стали пищей для морской флоры и фауны. Подтвердить или опровергнуть эту теорию невозможно, поскольку даже если бы за прошедшие года от трупов что-то и осталось бы, найти даже целый труп в океане также легко, как иголку в стоге сена.

Что касается самого «Титаника», то до сих пор исследователям не удавалось обнаружить среди обломков корабля человеческие останки – только предметы одежды, обувь и украшения. Некоторые океанологи утверждают, что от нескольких десятков до полутора сотен человек могли во время крушения застрять на нижних палубах лайнера – и затонуть вместе с ним. В изолированных от подводного течения пространствах уровень кислорода, от которого зависит скорость разложения тела под водой – значительно ниже, чем в открытом океане, а значит есть шанс, что во внутренних отсеках могут находиться более-менее сохранившиеся останки.

Вопросы и ответы

Почему на «Титанике» было так мало спасательных шлюпок?

В соответствии с британским кодексом торгового мореплавания того времени количество шлюпок на судне зависело не от максимальной пассажировместимости, а тоннажа корабля. По этим правилам корабли водоизмещением более 10 тысяч тонн должны были быть оснащены 16 шлюпками. Тоннаж «Титаника» составлял 52,310 т., однако компания “White Star Line» не захотела оборудовать лайнер заложенными в проект 48 лодками, чтобы не портить внешний вид корабля.

На каких основаниях экипаж «Маккей-Беннет» хоронил в море несостоятельных пассажиров?

Отдавая приоритет пассажирам 1-го и 2-го класса, команда корабля руководствовалась соображениями практичности. Предполагалось, что богатые путешественники с большей вероятностью застраховали свою жизнь перед отплытием, и их родственники смогут или получить от страховых компаний выплаты на захоронение, или потратить на эти цели часть унаследованных средств. Среди рабочих и людей среднего класса эта практика не была распространена, а потому, как посчитал капитан, таким семьям тела умерших были нужны меньше, чем более состоятельным людям.

Кем были известные пассажиры, погибшие на «Титанике»?

Среди погибших во время крушения «Титаника» можно найти множество богатых и именитых пассажиров. Джон Джекоб Астор IV, писатель, изобретатель и предприниматель, сделавший миллионы на рынке недвижимости, являлся богатейшим человеком на борту лайнера и одним из самых состоятельных людей своего времени – на момент смерти его состояние составляло 87 млн. долларов (2,44 миллиарда долларов по нынешним меркам). Майор Арчибальд Батт служил в США военным помощником при президентах Теодоре Рузвельта и Уильяме Говарде Тафте. Скончался на корабле и его создатель, конструктор Томас Эндрюс младший, спроектировавший «Титаник» и его предшественника, суперлайнер «Олимпик».

Смерть человека вдали от родного дома – это большое испытание для его близких, которые вместо того, чтобы дать себе время пережить потерю, вынуждены бороться с бюрократической машиной, пытаясь вернуть его тело домой. Погребальная служба Ritual.ru предлагает профессиональную помощь в деле посмертной репатриации. Мы возьмем на себя все заботы, связанные с оформлением необходимых документов, переговорами с иностранными посольствами и организацией транспортировки смертных останков на родину. Получить подробную консультацию по этим и другим похоронным вопросам вы можете по телефону.

Если вы столкнулись с потерей близкого человека и необходимостью организовать похороны, обратитесь в службу Ritual.ru. Наши специалисты помогут решить все возникшие проблемы и провести достойную церемонию прощания. Получить подробную информацию и заказать ритуальные услуги можно по круглосоточному телефону Ritual.ru: +7 (495) 100-3-100

7 декабря 2022
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок