Что такое смерть?
Рано или поздно каждый из нас сталкивается со смертью — ее появление неизбежно. Мы узнаем о ней из рассказов родителей, из книг и художественных фильмов, о ней рассуждают и с ней борются врачи… затем мы встречаемся с ней лично — умирают наши домашние любимцы, родственники, и, в конце концов, умрем мы сами. На интуитивном уровне мы все понимаем, что это такое, но если попросить нас дать определение, то многие останутся в замешательстве. И это понятно.
Смерть — значительное и всеобъемлющее событие, которое затрагивает самые разные аспекты человеческой деятельности. Поэтому, говоря о ней, мы часто рассматриваем ее не только в целом, но и через призму разных наук и аспектов нашей жизни. И в каждом случае понятие будет немного различаться.
Общее понятие смерти
В целом, естественная смерть — это полное и необратимое прекращение нормальных биологических процессов в организме, после которых он не может восстановиться и начинает разлагаться на составляющие.
Стоит уточнить, что это понятие применимо лишь к живым организмам (то есть состоящим из органических веществ). Хотя мы говорим о гибели звезд или планет, рек и других подобных явлений, это лишь фигура речи: все они являются не живыми организмами, а скоплениями неорганических соединений. Безусловно, с ними могут происходить похожие события: звезды «рождаются» (формируются) из скопления разогретого газа, долгое время существуют, а затем угасают, будто «умирая». Реки могут формироваться, «складываясь» из разных источников воды, прокладывать себе русло, расширяться, пересыхать. Камни медленно нарастают из минеральных отложений, а затем разрушаются под влиянием ветра или воды. Но все это — не подлинная жизнь, а лишь схожие с ней внешне процессы. Поэтому, говоря словами классика, «то, что мертво, умереть не может».
Смерть в медицине
На первый взгляд, можно сказать что определение такого явления в медицине не должно вызывать проблем. Однако даже в науке, не прощающей ошибок, мы сталкиваемся с определенными трудностями.
Так, раньше считалось, что прекращение сердцебиения означает гибель человека. Однако сегодня это не обязательно так: современная медицина позволяет и возобновлять этот процесс с помощью дефибрилляции и других средств.
Некоторые специалисты предлагают считать моментом смерти прекращение деятельности мозга — однако и оно не всегда означает, что гибель наступила окончательно. Представим: человека доставили в реанимацию, где у него остановилось сердце. Через пять минут сердцебиение удалось восстановить, но из-за гипоксии большая часть нейронов погибла. В результате от личности пациента практически ничего не осталось, и мозг может поддерживать лишь самые базовые функции организма (ведь сохранилась лишь стволовая часть). Формально человек все еще дышит и может жить, хотя и находится без сознания. Считать ли его в таком случае живым?
Организм человека даже при отсутствии высшей когнитивной деятельности способен на иммунный ответ, поддержание температуры тела, пищеварение и даже вынашивание плода — а это все является неоспоримыми признаками живых организмов. Все эти нюансы делают медицинское определение смерти достаточно сложным — а оно необходимо при решении таких важных вопросом, как донорство органов.
Поэтому в современной медицине нет однозначного ответа на вопрос, когда именно человек умирает. Должна ли мозговая активность полностью прекратиться, чтобы считать человека мертвым? В одних странах (а в иногда — в разных штатах одной страны) врачи опираются на полное отсутствие мозговой деятельности (включая стволовую), в других достаточно лишь отсутствия высшей деятельности мозга, третьи же опираются на прекращение сердечной и дыхательной деятельности.
Смерть в юриспруденции
Очень часто юридическое определение смерти человека напрямую связано с ее медицинским определением. Поэтому, когда человек умирает, необходимо, чтобы этот факт был установлен специалистом — врачом или судмедэкспертом. Кроме того, врач также должен признать человека усопшим в спорных ситуациях: например, при частичной гибели мозга при сохранении деятельности мозгового ствола. На решение врачей опираются при таких ситуациях, как вопрос донорства органов, когда особенно важно получить сердце или почку в наиболее хорошо сохранившемся состоянии.
В некоторых странах существует специальная должность коронера, задача которого — не только признать человека мертвым, но и установить, что стало причиной его ухода из жизни — несчастный случай, естественные причины или же убийство. От результатов дознания коронера зависит, будет ли заведено уголовное дело. В России такое решение выносит судебно-медицинская экспертиза.
Обычно свидетельство о смерти выносится при наличии тела человека. Однако это необязательно так: в некоторых случаях человека могут признать мертвым, даже если тела нет. Например, это происходит, если долгое время человек считался пропавшим. Если его не обнаружили по истечении определенного срока, то родственники могут обратиться в суд для того, чтобы тот признал человека погибшим. Если человек все же отыщется и окажется живым, его восстанавливает в правах тоже суд.
Иногда человек оказывается юридически мертвым по ошибке: так, жительница американского штата Флорида Лора Тодд случайно «умерла», когда ее номер социальной страховки (один из ключевых документов для каждого американца) были по ошибке вписаны в правительственный реестр скончавшихся. На то, чтобы «воскреснуть» в глазах закона, женщине потребовалось более восьми лет, в течение которых ее преследовало множество проблем: она лишилась счета в банке, не могла работать, а ее водительская лицензия оказалась недействительной.
Смерть в философии
Это явление интриговало множество мыслителей во все времена. Никто не оспаривал наличие его существование, однако разные мыслители относились к нему радикально по-разному. Например, древний китайский философ Чжуан-цзы, один из основоположников учения даосизма, радовался смерти своей жены, с которой прожил много лет — по его мнению, любимая женщина лишь перешла из одного состояния в другое, и повода для горя в этом не было.
Древнегреческий философ Сократ, возможно, разделил бы эту точку зрения: он полагал, что погибать боится лишь человеческое тело, источник примитивных и простых желаний. Но душа человека жаждет освобождения, которое приведет к познанию тайн бытия, и это освобождение дарует именно избавление от тела. При этом уход из жизни по собственной воле Сократ осуждал, так как считал, что тело является собственностью богов. Тому, кто праведно прожил жизнь, смерть не должна быть страшна, считал философ. Свои убеждения Сократ смог проверить на практике: он был осужден на казнь и добровольно выпил яд.
Интересен и опыт британского философа Альфреда Айера, пережившего клиническую смерть. Айер рассказывал, что видел ярко-красный свет — этот свет, как он рассказывал, отвечал за управление вселенной, а также его прислужников, отвечавших за пространство и время. Впоследствии, осмысляя свой опыт, Айер (его сердце не билось четыре минуты), пришел к выводу, что прекращение жизни тела не означает гибели сознания. При этом он не рассматривал возможное существование загробного мира как доказательство существования божественного: «Если у нас нет видимых причин полагать, что некая высшая сила создала этот мир и управляет им, то нет и основания полагать, что она создала иной мир и правит там».
Смерть в религии
Разные религии мира видели смерть по-разному, но практически все они подразумевают существование загробного мира в том или ином виде. Так, древние греки, египтяне и скандинавы создали достаточно подробные описания своих загробных миров. Например, египтяне верили в суд, который проходила душа, очутившись в ином мире перед богом Анубисом. Душу для этого взвешивали на весах, на другой чаше которых лежало перо богини порядка Маат. Результат записывает в свой папирус бог мудрости Тот: если он заметит, что сердце, в котором находится душа, перевешивает перо Маат, значит, грехи человека слишком сильны. Тогда его душу пожирает чудовище Аммит. Но если душа человека чиста, ему даруют пропуск в Поля Иалу: райское место, где обитатели занимаются трудом во благо, а боги принимают их как братьев.
Иудаизм и последующее за ним христианство пересмотрели взгляды язычества. Обе религии не отрицают загробной жизни, но воспринимают ее как временный этап — после пришествия в мир Мессии (Мошиаха) его последователи смогут победить смерть и будут воскрешены телесно. Отметим, что при этом некоторые христиане создавали достаточно подробные описания загробного мира: так, великий поэт Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» описывает ад, чистилище и рай, опираясь на образы не только христианские, но и греческие и римские, а в раю и аду помещает своих современников, чьей политикой он восхищался или же возмущался. Однако это художественное произведение, которое не отражает взглядов как христианства в целом, ни католичества, к которому Данте принадлежал.
Восточные религии предлагают иной взгляд на мир: в индуизме и буддизме смерть является лишь необходимым и неизбежным элементом для перерождения. Чем лучше ведет себя человек в жизни, тем больше у него шансов на лучшее существование в следующей. При этом в обеих религиях целью является не перерождение, а прекращение этого процесса, освобождение души, которую дарует просветление. Оно называется мокша. В Японии же религия синтоизма предполагает, что души умерших всегда обитают поблизости, в мире анойо, тесно связанном с миром живых (конойо). Присутствие духов и призраков воспринимается как нечто естественное: для них оставляют еду и напитки в специальных часовнях. Более того, иметь хорошо расположенного духа предков (сорей) считается большой удачей.
Смерть в искусстве
Такая тема не могла не волновать целые поколения художников, поэтов и писателей. Один использовали ее как обязательный элемент кульминации произведения — например, жанр трагедии практически всегда заканчивается кончиной героев. Другие использовали скорую гибель как центральную тему изображения — достаточно вспомнить «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, на которой запечатлен ужас человека перед неминуемой судьбой.
В западном визуальном искусстве популярен Скелета в темных одеяниях и с косой. Образ этот появился во время Черной Смерти — эпидемии чумы, выкосившей до 25 миллионов жизней в XIV веке.
Интересен подход к этому образу британского писателя-фантаста Терри Пратчетта: его Смерть выглядит в точности в соответствии с устоявшимся образом, но при этом не является врагом людей. Более того, этот персонаж очарован людьми, относится к ним с интересом, и часто опосредованно помогает. А в одном из романов Смерть вынужден исполнять обязанности Санта-Хрякуса (олицетворение праздника, аналогичного Рождеству) и делает это с определенным удовольствием.
Вопросы и ответы
Как объяснить, что такое смерть, ребенку?
Это очень сложный вопрос, ответ на который зависит от возраста. Совсем маленькие дети еще не вполне способны осмыслить концепцию смерти, особенно скоропостижной, поэтому стоит говорить об этом осторожно. Если разговор связан с уходом одного из родственников, не пытайтесь обманывать ребенка, говоря, что тот заболел или уехал. Однако лучше, если разговор об этом произойдет раньше.
Стоит ли вообще изображать смерть и писать о ней? Не приведет ли это к депрессии у автора?
Современная психология склоняется к противоположной точке зрения: вредно, скорее, не говорить о трагедии и ее проявлениях. К депрессии приводят непроговоренные, невысказанные эмоции, и многие авторы выражают свою горечь от потери близкого именно через искусство.
Помогает ли религия справиться со страхом смерти?
Этот страх заложен в нас эволюционно и является нормальным. Исключением является танатофобия — заболевание, при котором навязчивые мысли о возможной трагедии не дают человеку нормально жить. Религия же может помочь вам и в других вопросах вашей жизни, и если вы испытываете потребность в вере, не стоит этого избегать.
Смерть многолика, сложна, и, как многие подобные ей темы, до конца непостижима. Если у вас есть вопросы, связанные с уходом вашего родственника и ее юридическими последствиями, если вам надо организовать похороны, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам. Они доступны по телефону:+7 (495) 100-3-100 .