Что такое жальники?

1149
Время прочтения статьи - 12 минут 0 секунд

В старину на Руси существовали такие типы захоронений, о которых современным людям уже почти ничего неизвестно. Среди них – курганы, сопки, а также жальники, получившие распространение в Северо-Западном регионе, вблизи Новгорода и Пскова. Слово «жальник» образовалось от древнерусского названия могилы «жаль». Оно, в свою очередь, восходит к праславянской морфеме žal, обозначавшей горе, печаль, скорбь.

Всплеск интереса отечественных ученых к новгородской погребальной культуре пришелся на конец XIX века. Тогда жальники стали изучать историки, археологи и краеведы. В ходе одной из своих экспедиций их исследовал даже знаменитый художник Н.К. Рерих. Поговорим о том, как выглядели эти необычные захоронения и сохранились ли они до нашего времени.

Новгородские жальники

Жальник – это одна из разновидностей грунтового могильника. Слово «грунтовый» указывает на то, что такие захоронения располагались ниже уровня почвы. Обычно тела умерших помещали в ямы и засыпали землей, не создавая, однако, высокую насыпь, как на кургане. Сверху клали большие валуны, чтобы в дальнейшем не потерять отмеченное место. Их располагали фигурно – в виде круга, овала или прямоугольника.

Со временем у слова «жальник» появились и другие значения. Так стали называть старинные заброшенные кладбища, со всех сторон огороженные камнями. Иногда жальниками именовали скудельницы – общие могилы, в которых хоронили всех, кто не удостоился отдельного погребения (странников, самоубийц, нехристиан и так далее). В настоящее время слово используют только в его археологическом значении – как название подземных захоронений.

На Руси могильники такого типа были распространены только на территории Новгорода и Пскова. Некоторые исследователи считают, что древние славяне заимствовали их у финно-угорских народов, ведь подобные захоронения встречаются на прибалтийско-финской территории. Впрочем, большинство ученых склоняется к мысли, что жальники все-таки представляют собой явление славянской культуры. Они возникли в языческие времена и постепенно исчезали по мере того, как на Руси распространялось христианство.

Одним из первых изучать жальники начал археолог Александр Андреевич Спицын. Он являлся членом Императорского Русского археологического общества и много лет исследовал новгородскую погребальную культуру. Ему принадлежит первая научная работа об этих необычных древних захоронениях. Ученый считал, что они возникли на Руси в XI веке, а наибольшее распространение получили в последующие три века. Он, однако, не рискнул предположить, заимствовали их славяне откуда-нибудь или начали создавать сами. По мнению Спицына, жальники постепенно вытеснили традиционные курганы. Вместо того чтобы возводить высокие насыпи, жители Новгорода стали копать глубокие ямы для трупов. Визуально их отмечали с помощью массивных валунов. Некоторые исследователи не поддерживают гипотезу Спицына. Так, археологические экспедиции, работавшие в Лужском районе Санкт-Петербурга и во Пскове, показали, что жальники и курганы существовали синхронно. Наряду с этим на Ижорской возвышенности (на западе Ленинградской области) были найдены переходные формы между этими двумя видами захоронений.

Стоит упомянуть о том, что жальники ознаменовали переход славян к новой разновидности погребального обряда. Раньше на Руси практиковали в основном трупосожжение. Тела умерших поджигали, а когда они сгорали, над ними создавали насыпи из земли. С XI века получает распространение трупоположение. Мертвецов начинают хоронить в ямах, примерно так же, как на современных кладбищах.

Крайне интересно исследовать не только останки умерших в новгородских захоронениях, но и другие предметы, которые славяне оставляли рядом со своими близкими. Археологи находили в могилах подвески, перстни, браслеты, височные кольца (женские украшения, которые прикрепляли на платок возле висков), венчики на лоб из тонких серебряных лент, а также ожерелья из различных бусин – стеклянных, позолоченных и даже отделанных мозаикой. В могилы мужчин чаще всего клали ножи, кинжалы и другое оружие. Очевидно, на Руси верили, что в загробной жизни человеку могут пригодиться его любимые вещи.

Когда были распространены?

Считается, что первые грунтовые могильники с каменными насыпями возникли в Новгороде в XI веке. Наибольшее их количество было создано в период с XII по XIV век. С XIV века они постепенно исчезают, уступая место традиционным захоронениям в могильных ямах.

Как выглядели жальники?

Большинство жальников выглядит довольно неприметно. Они похожи на поросшие мхом кочки в лесу. Сверху на них лежат камни – иногда плоские, а иногда округлые и рельефные. Так как захоронения были сделаны почти десять веков назад, их непросто найти. Если не знать, что валунами в древности обозначали могильники, можно принять жальник за живописную часть ландшафта, наподобие альпийской горки.

Обычно жальники размещали вдали от человеческого жилья, на небольшой возвышенности, поросшей деревьями. Такая местность идеально подходила для кладбищ. До нее просто было добраться, и в то же время она не интересовала посторонних, так как была совершенно безлюдной и дикой.

Как хоронили в древнем Новгороде?

В старину мертвецов в Новгороде хоронили в основном в курганах. Тела умерших клали на землю, а над ними возводили насыпь, чтобы обозначить место погребения. В Новгородской области находится самый большой курган в Европе. Он называется Шум-гора. Его обхват превышает семьдесят метров, а высота составляет около четырнадцати метров. По легенде под ним похоронен первый русский князь Рюрик.

С XI века в Новгороде начинают распространяться жальники. Изначально на них все-таки была небольшая насыпь, из-за чего они напоминали круглые курганы. Позже их стали возводить вровень с землей. Глубина могильных ям составляла около полуметра, но впоследствии становилась все больше – до полутора метров. Покойных клали в яму головой на запад, хотя отдельные жальники были ориентированы на восток. Руки скрещивали на груди или оставляли лежать вдоль тела. Рядом с умершими помещали украшения, оружие, иногда – деньги и глиняную посуду. Постепенно эта традиция ушла в прошлое. Стали все больше распространяться безынвентарные погребения.

Мертвецов в те времена редко хоронили поодиночке – в основном по несколько человек. Словом «жальник» обозначали не отдельную могилу, а их скопление, то есть древнее кладбище. По всей видимости, славяне создавали единичное захоронение, а позже, когда умирал кто-то еще, к нему добавляли другие.

Над могильными ямами всегда возводили конструкцию из расставленных по кругу камней. Позже вместо кругов из них стали делать овалы. Они были заметно больше по диаметру. Под таким овалом погребали нескольких представителей одного и того же рода. В изголовье и изножье помещали самые большие валуны. Менее крупные использовали просто как дополнительные части ограждения.

Позже над могилами стали устанавливать не только камни, но и кресты. Как правило, их размещали на подставке из плитки. Они имели четырехконечную форму. На них наносили памятные надписи-эпитафии, иногда – маленькие резные крестики и орнаменты, исключительно редко – имя покойного. Безусловно, это отражает влияние христианских традиций на языческую культуру. На многих крестах изображено распятье, а также значатся первые буквы имени Иисуса Христа.

Сохранились ли жальники до наших дней?

До наших дней уцелели только отдельные захоронения. Многие жальники были уничтожены из-за распашки земель, хозяйственных работ и строительства. Тем не менее, на территории Новгорода есть памятники, которые можно посетить и сегодня.

Николай Иванович Репников, известный советский археолог и исследователь истории Новгорода, писал, что его современники-новгородцы относились к жальникам очень по-разному. Некоторые считали их нечистыми местами, к которым ни в коем случае нельзя приближаться. Для других они наоборот были священными. Рубить деревья вблизи них запрещалось – только если древесина нужна была на постройку церкви. Над некоторыми захоронениями возводили часовни. В них поминали умерших предков и устраивали крестные ходы по праздникам.

Старообрядческое население в советское время продолжало пользоваться жальниками по назначению – в них подхоранивали умерших людей. Также иногда они служили местом упокоения для тех, кого предпочитали не хоронить на обычном кладбище – например, для мертворожденных младенцев и самоубийц.

Вопросы и ответы

Где еще, кроме Новгорода встречаются захоронения такого типа?

Большинство из них сосредоточено под Псковом, а также на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Что такое сопка?

Сопка – это могила с очень высокой насыпью. Обычно ее возводили над сожженными телами умерших, так же как и курган.

Почему жальники исчезли?

С повсеместным распространением христианства появились новые правила того, как следует погребать умерших. Конечно, языческие захоронения перестали существовать не сразу. Однако постепенно их вытеснили погосты рядом с церквями, устроенные по образцу современных кладбищ.

Жальники представляют собой уникальные памятники новгородской погребальной культуры, созданные в период с XI по XIV век. Большинство из них в настоящее время утрачено. Однако отдельные захоронения сохранились до наших дней. Их можно встретить в Новгородской, Псковской и Ленинградской области.

Служба Ritual.ru предлагает профессиональную помощь в организации похорон. Нашим агентам можно поручить любую работу по подготовке к траурной церемонии, от сбора документов и поиска места на кладбище до проведения поминок. Получить подробную консультацию по поводу услуг можно по единому номеру +7 (495) 100-3-100 . Мы работаем круглосуточно.


21 марта 2023
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок