Эпидемии прошлого: как Испанка повлияла на похороны
Эпидемия испанки – это, вероятно, одна из самых известных эпидемий, и по числу появлений в поп-культуре она уступает разве что Черной Смерти. Продлившись в совокупности чуть меньше трёх лет (с начала 1918 по конец 1920), она поразила около одной пятой тогдашнего населения планеты и привела к гибели 30-50 миллионов людей. Такой большой разброс связан, во-первых, с несовершенством тогдашних методов диагностики, а во-вторых, с несовершенством тогдашних методов статистики, не говоря о том, что в некоторых странах никакой статистики не велось вовсе. Отличало эту эпидемию необычное свойство: в то время как испанка очевидно была разновидностью гриппа, она поражала сильнее всего юных и сильных здоровьем, в то время как основными жертвами сезонного гриппа, как известно, становятся маленькие дети и старики. Причина этого заключалась в том, что испанка вызывала у своих жертв гиперцитокинемию – ы оцесс, в результате которого иммунная система человека наносила слишком сильный удар по самому организму. Таким образом, у кого иммунитет был сильнее, у того, парадоксальным образом, оказывался выше и риск смерти. Испанка и по сей день остаётся самым смертоносным заболеванием, когда-либо охватывавшим Землю. Достаточно будет сказать, что от неё умерло гораздо больше людей, чем во время Первой мировой войны, которая в значительной степени помогла её распространению.
Происхождение вируса и его названия
По названию эпидемии можно заключить, что он как-то связан с Испанией – и это действительно так, хотя и связан он неожиданным образом: Испания не была родиной вируса, и она даже не была страной, пострадавшей сильнее всех. Испания дала название вирусу исключительно потому, что первые вспышки нового невиданного ранее заболевания случились в Европе и Америках на последних этапах Первой мировой войны (в начале 1918 года). Из-за этого ни одна страна-участница конфликта не желала публиковать данные о вспышке – никто не хотел подрывать моральный дух ни тружеников тыла, ни солдат на фронте (это решение в итоге привело к чудовищным последствиям). Испания же в Первой мировой не участвовала, а потому передовицы испанских газет первыми запестрели новостями о развитии в стране нового вируса – а в какой-то момент им заболел и король страны, Альфонсо Тринадцатый. Так вирус получил название «испанка».
Происхождение штамма испанки до сих пор остается неизвестным доподлинно, однако есть все основания полагать, что, подобно другим вирусам гриппа, испанка была родом из Юго-Восточной Азии или Китая, однако это лишь предположение. Его основания заключаются в том, что почти все последующие новые штаммы гриппа, которые фиксировались в течение XX и XXI веков, происходили из Китая, в Китае же были зафиксированы одни из наиболее ранних случаев заражения. Проблема в том, что, как уже было сказано выше, сто лет тому назад во многих странах мира не было ни системы статистики, ни системы здравоохранения, а значит установить «нулевого пациента» у нас, вероятно, уже никогда не получится.
Одна из первых задокументированных вспышек вируса в Западных странах и первая вспышка вируса в США произошла на военной базе в Канзасе в марте 1918 года – причем долгое время это не афишировали, в результате чего к концу 1918 года все Штаты оказались охвачены эпидемией, которая в сумме убила около 675 тысяч человек в этой стране из общего населения в 105 миллионов, сделав США одной из наиболее пострадавших от данной эпидемии стран. Далее в нашем материале мы расскажем о том, какие меры по борьбе с эпидемией предпринимались в США в эти годы и как испанка повлияла на похоронную индустрию.
Меры борьбы
В большинстве городов США, как только местные власти осознавали, что их города стали жертвой новой эпидемии, вводили разнообразные профилактические меры, большая часть которых была направлена на соблюдение гигиены и социального дистанцирования. Например, когда в городе Филадельфия в сентябре 1918 были зафиксированы первые случаи заражения, местные власти начали кампанию против чихания, сморкания и кашля в публичных пространствах. К октябрю, когда число заражений неуклонно росло, в городе закрыли все школы, детские сады, театры, церкви, а также запретили публичные собрания. Разумеется, как это происходит и сегодня с новым коронавирусом, далеко не все граждане верили в необходимость жестких мер, и далеко не все горели желанием им подчиняться. В частности, нам известно, что в штате Аризона полиция штрафовала граждан на 10 долларов (большие деньги по тем временам) за то, что они выходили на улицу без средств индивидуальной защиты, а в Сан-Франциско был случай, когда гражданин отказался подчиняться полицейскому офицеру и начал ему угрожать, в результате чего офицер дважды выстрелил в него – а весь конфликт изначально заключался в том, что офицер велел надеть маску, а гражданин, видимо, очень этого не хотел.
Из-за сильной федерализации США, во всех городах Америки внедрялись профилактические меры разной степени суровости: где-то просто закрывали публичные пространства, где-то особыми распоряжениями принуждали к ношению индивидуальных средств защиты, а, например, в Нью-Йорке решениями сверху принудительно ограничивали рабочие часы государственных и частных предприятий, в результате чего в этом городе оказался один из самых низких уровней заражения. К октябрю 1918 года почти во всех крупных городах США действовали строжайшие карантинные меры – как можно догадаться, затронули они и ритуальные мероприятия.
Похороны в период испанки
Морги и похоронная индустрия США оказались категорически не готовы к тому количеству смертей, которое повлекла испанка. Морозильники быстро переполнились (например, городской морг с вместимостью 30-40 мог получить более 500 покойных и т.д.), хранить мертвецов становилось негде, так что они нередко складировались в гробах во дворах госпиталей. Прибывавшие в зараженные кварталы медики иногда обнаруживали больных в окружении мертвых родственников – некому было вынести тела из квартир и дворов. Ритуальные агенты и гробокопатели массово не выходили не работу: все боялись взаимодействовать с зараженными телами, даже мертвыми. Более того, из-за сокращенных рабочих дней, заболеваний среди персонала и других факторов, резко сократилось число производимых гробов и прочей ритуальной атрибутики. Грубо говоря, каждый этап погребения становился для семьи настоящим испытанием: трудно найти ритуального агента, трудно найти в опустевших магазинах доступный по цене гроб и флористику, трудно найти гробокопателя. Как итог, зачастую людям приходилось выкручиваться собственными силами: хоронить на частной земле (благо в США такая возможность легально существовала), копать могилу силами родных и друзей и т.д. Увы, во многих домах мертвецы лежали и разлагались по нескольку недель. В некоторых городах целые кварталы были задрапированы черной тканью.
В этом бедственном положении местные власти по-разному подходили к решению проблем. Например, в Филадельфии мэрия заказала производство нескольких тысяч гробов местным мебельщикам и другим специалистам по дереву, в городе Буффало на производство гробов временно перепрофилировались муниципальные предприятия, а власти Вашингтона экспроприировали гробы, что перевозились через город на поезде, следовавшем в Питтсбург. В некоторых городах к товарам ритуального назначения начали приставлять вооруженную охрану.