Еврейские кладбища Кракова
В 1495, когда Краков еще был столицей Польского королевства, он получил так называемую «Privilegium de non tolerandis Judaeis» – «Привилегию о нетерпении евреев», что означало: евреям (за редкими исключениями) нельзя было проживать и вести трудовую деятельность в городе. Тогда проживавшие в столице евреи начали переселяться в расположенный неподалеку городок Казимеж, где вскоре получили от короля аналогичную привилегию – «Privilegium de non tolerandis Christianis», которая запрещала христианам доступ в их кварталы. Со временем оба города разрослись до такой степени, что граница между ними стерлась, и в 19 веке Казимеж стал “еврейским районом” Кракова. На протяжении сотен лет в Казимеже развивалась еврейская община, появлялись еврейские учебные заведения, синагоги и, куда без них, кладбища. Во время Второй Мировой войны значительная часть еврейской материальной культуры была уничтожена нацистами вместе с её носителями, однако Малопольскому району в целом и Кракову в частности относительно повезло: несмотря на то, что и тут зверства Третьего Рейха были страшны, город вообще и его еврейские кварталы, к счастью, не подверглись тотальному уничтожению, как это произошло с Варшавой. Сегодня в Кракове располагается 7 синагог и множество еврейских кладбищ, и, хотя доля местного еврейского населения здесь уже никогда не достигла довоенных уровней, евреи со всего мира совершают паломничества в Краков – и, в частности, в Казимеж – чтобы прикоснуться к памятникам культуры восточноевропейского еврейства.
Кладбище при синагоге Ремух
В самом сердце Казимежа располагается старейшее иудейское кладбище всей Польши – сегодня оно выглядит как небольшой погост у синагоги Ремух, окруженный со всех сторон каменной стеной. Оно было основано в 1552 семьей одного из известнейших польских раввинов Мойше Иссерлеса, проработало два с половиной века и было закрыто в 1800 австрийскими властями по санитарным причинам. Оно находилось тогда и находится сейчас в окружении жилых кварталов, а XIX век для всей Европы стал веком закрытия аналогичных внутригородских кладбищ, когда связь между трупами и эпидемиями, хоть и не была досконально изучена, но стала уже абсолютно очевидна. Еще около полутора веков оставаясь местом скорби и паломничества, кладбище Ремух было почти уничтожено во время войны: уцелела лишь дюжина надгробий, но в том числе и надгробие самого Мойше Иссерлеса, что многие сочли чудом. После войны кладбище было решено восстановить: часть надгробий восстановили и организовали в ряды, а из фрагментов тех, которые уже было не спасти, сделали “стену плача”, что ныне отделяет кладбище от улицы Шерокой. Сегодня кладбище и синагога Ремух, отреставрированные до приличного состояния, хоть и не могут передать своего былого величия, но так или иначе остаются местом паломничества для иудеев всего земного шара – туристов из их числа там можно наблюдать круглый год.
Новое еврейское кладбище
Самое большое из местных еврейских кладбищ, Новое кладбище было основано в 1800 – отчасти взамен закрытого в том же году кладбища Ремух. Оно расположено в паре кварталов от Ремуха, неподалеку от берега Вислы. На протяжении XIX и XX веков здесь были похоронены многие местные богословы и другие значимые для краковского еврейского сообщества деятели. Когда к 1920-м и это кладбище заполнилось, началась организация новых, которые, однако были полностью разрушены во время войны и так никогда и не восстановлены. Во время оккупации Новое кладбище было превращено нацистами в стрельбище, и поскольку у многих покойных не осталось родных, значительное число надгробий так никогда и не было восстановлено: по сей день они стоят разбитые или потрескавшиеся, с пулевыми отверстиями и следами ударов. Впрочем, многие считают это чуть ли не главным достоинством кладбища, ведь через наблюдение последствий чудовищного вандализма и варварства нацистов каждый турист может получить представление о войне и периоде оккупации ничуть не хуже, чем из просмотра документальных фильмов. На настоящий момент множество камней Нового кладбища – это не надгробия, под которыми находятся могилы, но, скорее, кенотафы, на которых высечены имена целых семей, погибших в холокосте – по очевидным причинам, тела многих из них никогда не были обнаружены и не могли получить погребения согласно обычаям. В последние пару десятилетий на Новом кладбище наблюдается рост числа новых захоронений: сейчас на нем находят последнее пристанище знаменитые деятели искусства, раввины, а также евреи, пережившие холокост.
Прогулка по этому кладбищу оставляет уникальные, как минимум, по сравнению с другими кладбищами Кракова, ощущения: его аллеи узки и вызывают клаустрофобию, и это ощущение лишь усиливается старыми, высокими деревьями, что нависают над тропинками. Большая часть надгробий и памятников заросла мхом, травами и кустарниками, но значительная часть повреждена, надписи на многих уже давно нечитаемы. Несмотря на то, что кладбище в данный момент находится в центре популярного у туристов и в целом весьма шумного города, в нем самом почти всегда царит тишина.
Кладбище Абрахама в Подгуже
К юго-востоку от Казимежа располагается район Подгуже, где до Второй Мировой войны находилось два еврейских кладбища: Старое кладбище Подгуже (основанное в 1887) и Новое кладбище Подгуже (основанное в 1932). В 1942 году нацисты создали в этом районе концентрационный лагерь Плашув, и кладбища оказались на его территории. В результате оба были полностью разрушены: надмогильные памятники были использованы для мощения дорог и укрепления фундаментов лагерных бараков. В зданиях, где раньше проводились погребальные обряды, нацисты организовали конюшни и свинарники, а неподалеку был организован офицерский клуб для частей СС. Когда накануне отступления в начале 1945 нацисты начали заметать следы своих злодеяний, они пытались избавиться от многих улик – в том числе от концлагерей. В ходе ликвидации концлагеря Плашув исторические здания были взорваны, а сразу после войны их останки были использованы как строительные материалы, ведь необходимо было восстанавливать город, и до памятников тогда мало кому было дело. Таким образом, до наших дней дожили лишь фундаменты несколько зданий, в том числе фундамент дома для проведения погребальных обрядов, а также сотни разбитых и изуродованных надгробий и памятников.
Сегодня все они свезены на так называемое кладбище Абрахама (по названию ближайшей улицы). Территориально оно располагается там, где располагалось Новое кладбище Подгуже до войны. В течение десятилетий у новых властей Польской Народной Республики не было то ресурсов, то мотивации заняться реставрационными работами, и лишь недавно, уже в XXI веке, за восстановление этого кладбища взялись всерьез представители еврейской общины Кракова, в ведения которой кладбище перешло ныне. Недавние раскопки позволили обнаружить несколько братских могил, куда нацисты тысячами сваливали трупы казненных. В настоящее время все еще продолжаются исследования с целью обнаружения всех тел и всех руин, что оказались погребены здесь в результате холокоста.