Эвтаназия в США
Право на жизнь – естественное и неотъемлемое право, дарованное каждому от рождения, суть которого заключается в том, что ни один человек не может быть намеренно лишен жизни. Оно признано и охраняется как международным правом, так и подавляющим большинством национальных правовых систем. Но что, если в жизнь человека приходит неизлечимая смертельная болезнь, которая обрекает его провести остаток дней в невыносимых страданиях? Обладает ли он правом на смерть?
Вопрос допустимости эвтаназии уже многие годы вызывает ожесточенные споры по всему миру. В Российской Федерации она запрещена федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» и является уголовно наказуемым преступлением. В других странах, например, Нидерландах, Бельгии и Швейцарии помощь в добровольном уходе из жизни неизлечимо больным пациентам разрешена, но строго регулируется государством. Эвтаназия в США запрещена на государственном уровне, однако в ряде штатов врачи могут помочь больному человеку самостоятельно уйти из жизни.
Что такое эвтаназия
Термин «эвтаназия» происходит от греческого “ev” – благой или доблестный и “thanatos” – смерть, и в дословном переводе на русский означает хорошую или мягкую кончину. Но что такое «хорошая смерть»? Один из самых ранних случаев употребления этого словосочетания можно найти в трудах древнегреческого историка Полибия (III-IIвв. до н.э.). Описывая суицид бывшего спартанского царя Клеомена, который предпочел покончить жизнь самоубийством египетскому плену, историк использует прилагательное («euthanatessai») для того, чтобы подчеркнуть достоинство и превосходство выбранной добровольно смерти над показательной казнью. В качестве другого древнего примера, более близкого к современному значению, можно привести цитату из жизнеописания императора Августа в «Жизни двенадцати Цезарей» Светония (I-II вв.): «В самом деле, всякий раз, как он слышал, что кто-то умер быстро и без мучений, он молился о такой же доброй смерти («euthanasia») для себя и для своих близких — так он выражался».
В современном смысле понятие было популяризировано в XVII веке английским философом Френсисом Беконом. Бекон был первым, кто использовал термин в значении медицинскому содействию в самоубийстве пациенту, страдающего каким-либо смертельным заболеванием и испытывающего сильные боли. Он утверждал, что врачебный долг – облегчение связанных с болезнью страданий и мучений даже в том случае, когда шанса на выздоровления уже нет, и можно только помочь пациенту спокойно и безболезненно уйти из мира, и считал, что такая добрая смерть является счастьем для умирающего.
Хотя сторонники этой процедуры подчеркивают, что сама по себе она является актом милосердия, истории известны случаи, когда эта риторика использовалась для оправдания жесточайших преступлений. В конце XIX – первой половине XX века термин «эвтаназия» получил популярность среди сторонников евгеники, которые призывали стерилизовать и умерщвлять «дефективных» людей и «дегенератов» – калек, инвалидов, людей с физическими недостатками и психическими расстройствами, – ради «очищения» и процветания человеческой расы. Апофеозом этого стала нацистская программа Т-4, реализовавшая эти идеи на практике. Итогом проекта стала гибель сотен тысяч человек в газовых камерах.
Классификация эвтаназии
Как видно из вышеприведенных примеров, эвтаназия – сложный и неоднозначный термин с непростой историей, который на протяжении истории использовался в разных значениях и для самых разных целей. Поэтому в науке принято разделять добровольную и недобровольную – совершенную с согласия пациента или без него, – а также активную и пассивную эвтаназию. Под первой понимается ситуация, когда специалист предпринимает конкретные действия для преждевременного прекращения жизни пациента, вторая фактически означает право больного на отказ от жизненно-необходимой медицинской помощи.
Кроме того, отдельно выделяется ассистированный суицид, при котором врачи не участвуют напрямую в умерщвлении, однако предоставляют пациенту предоставляется все необходимое для быстрого и безболезненного самоубийства.
Эвтаназия в Америке – история
Появление интереса к проблеме эвтаназии в Америке совпало с периодом мощного научного и технологического прогресса. В 1846 году в Бостонской больнице Уильям Мортон и Джон Коллинз Уоррен провели первую успешную операцию под эфирным наркозом, а годом спустя в Шотландии акушер Джеймс Симпсон впервые использовал для обезболивания хлороформ во время приема родов. В это же время широкое распространение получает морфин. Эти изобретения открыли новые возможности для ухода за терминальными пациентами, которые теперь могли получить избавление от мучающей их боли, а также подготовили почву для обсуждения вопроса эвтаназии.
Законопроект о назначении лекарств смертельно раненым и больным пациентам
В 1870 году бермингемский журналист Сэмюэль Уильямс предложил использовать анестетики для прекращения жизни безнадежно больных пациентов по их желанию. Его эссе вызвало бурные обсуждения в европейском и американском медицинских сообществах: в то время как одни хвалили его за смелость и гуманизм, другие обвиняли в том, что он предлагает врачам «сменить медицинские халаты на облачение палачей».
Дебаты вокруг эвтаназии в США достигли апогея в 1905 году, когда мэр Цинциннати, Генри Хант, представил на рассмотрение Генассамблеи штата Огайо законопроект о легализации эвтаназии. Документ предполагал использование анестетиков для умерщвления пациента при условии, что он достиг совершеннолетия и находится в здравом уме, страдает от смертельной травмы или неизлечимой болезни, и дал свое информированное согласие на проведение процедуры в присутствии троих свидетелей; при этом три специалиста должны были предварительно рассмотреть его дело и прийти к соглашению, что выздоровление невозможно. Законопроект был отклонен соотношением голосов 79 – 23.
Право пациентов на отказ от лечения: дела Карен Куинлан и Нэнси Крюзон
На протяжении следующих десятилетий интерес к эвтаназии в США то угасал, то снова возрастал, но в 40-х гг. новости о зверствах нацистов в Европе фактически поставили на обсуждении этого вопроса точку. Разговоры о «праве на смерть» возобновились только в 70-х гг. на фоне подъема движения за права пациентов и, в частности, права на отказ от поддерживающего лечения. Ряд громких судебных разбирательств привел к тому, что американские пациенты получили большую власть над собственной судьбой.
В 1976 году Верховный суд Нью-Джерси вынес решение в пользу родителей Карен Энн Куинлан, находящейся более 6 месяцев в вегетативном состоянии, признав законным их требование отключить дочь от аппарата искусственного дыхания. В своем вердикте суд постановил, что отказ врачей прекратить жизнеобеспечивающую терапию коматозной пациентки нарушает ее право на частную жизнь, которое в условиях ее недееспособности и отсутствии доказательств ее несогласия с данным решением может отстаиваться ее опекунами. В аналогичном деле Нэнси Крюзан в 1990-м году, Верховный суд США признал конституционным право терминально больного пациента в любой момент по собственному желанию отказаться от медицинской помощи.
По результатам этих дел в 1990 году Конгресс США принял «Биль о правах пациента», закрепивший право пациента в любой момент отказаться от медицинской помощи или оставить соответствующее распоряжение на будущее на законодательном уровне.
Дело штата Вашингтон против Глаксберга: ассистированный суицид
В 1994 году доктор Гарольд Глюаксберг, несколько его коллег и четверо терминально больных пациентов поставили перед Верховным Судом США беспрецедентный вопрос: является ли конституционным введенный штатом Вашингтон запрет эвтаназии (запрет на оказание помощи в совершении самоубийства или удовлетворении чужой просьбы об убийстве)? Глаксберг утверждал, что ассистированный суицид должен защищаться положением о надлежащей правовой процедуре, приведенным в 14-ой поправке к Конституции*, а сам запрет нарушает гарантированные поправкой свободы жителей штата.
Впервые с 1906 года вопрос активной эвтаназии в США был вновь поднят на законодательном уровне. Это вызвало большой ажиотаж и множество споров в обществе. Окружной суд принял решение в пользу Глаксберга, которое затем было оспорено в Апеляционном суде. В 1997 году дело было передано на рассмотрение Верховному суду США, который постановил, что право на суицид не является свободой, гарантируемой Конституцией Соединенных Штатов. Свое решение суд обосновал, в частности, тем, что запрет на содействие самоубийству защищает интересы уязвимых групп населения, в том числе людей, входящих в группы риска (т.е. людей, страдающих депрессией, безнадежно больных, нищих и пр.), а разрешение оказания помощи при совершении суицида на государственном уровне дискредитирует профессию врача и может стать основанием для принятия закона о недобровольной эвтаназии.
Хотя для Глаксберга (а также истцов в ряде других аналогичных дел, в т.ч. «Вако против Квилла») этот вердикт обозначал поражение, он подготовил почву для появления аналогичных политических кампаний в поддержку ассистированного суицида на уровне отдельных штатов.
В каких штатах разрешена эвтаназия сейчас?
То, в каких штатах разрешена эвтаназия, определяется сочетанием решений федеральных и местных законодательных органов власти. В США выполнение врачом действий, направленных на причинение смерти пациенту по его желанию, запрещено во всех 50 штатах и приравнивается законом к убийству.
Однако в 11 штатах смертельно больной пациент может получить помощь врача в совершении самоубийства или так называемую медицинскую помощь при смерти: ассистированный суицид легализован в округе Колумбия (г. Вашингтон), а также штатах Вашингтон, Калифорния, Колорадо, Орегон, Вермонт, Нью-Мексико, Мэйн, Нью-Джерси, Гавайи и Монтана. В этих штатах врач может при соблюдении определенных условий выписать больному человеку рецепт на смертельную дозу лекарства.
Пионером в легализации медицинской помощи при смерти в Америке в 1994 году стал штат Орегон. В соответствии с «Законом о смерти с достоинством», больной может подать заявление на участие в программе, если он достиг возраста совершеннолетия, не страдает психическими заболеваниями, которые могут повлиять на его решение, является жителем штата Орегон, смертельно болен и, по прогнозам как минимум двух врачей, должен умереть в течение ближайших шести месяцев. После подачи заявления пациент должен дважды в присутствии свидетелей и с промежутком в 15 дней попросить врача о назначении смертельной дозы лекарства. Врач со своей стороны обязан проинформировать больного об альтернативах и попросить его сообщить о своем решении ближайшим родственникам. Эта программа подразумевает добровольное участие обеих сторон: так же как пациент имеет право в любой момент отказаться от медицинской помощи при смерти, так и врач не обязан нарушать свои моральные принципы и назначать ему смертельный препарат.
Орегонский Закон «С смерти с достоинством» лег в основу аналогичных законопроектов в других штатах. В 2008 году по его следам последовал Вашингтон, затем Вермонт (2013) и Округ Колумбия (2015). Решение Верховного суда Монтаны 2009 года в деле «Бакстер против штата Монтана» закрепило отсутствие законодательного права или запрета на помощь врача в совершении самоубийства, что фактически легализует деятельность соответствующих программ на территории штата. Последним на данный момент штатом, узаконившим медицинскую помощь при смерти в 2021 году, стал Нью-Мексико.
Общественное мнение и дебаты
С точки зрения этики эвтаназия в любой ее форме представляет собой тему крайне неоднозначную. В ее поддержку обычно приводят аргументы о необходимости уважения права пациента распоряжаться собственной судьбой, важности личной свободы, сострадания и гуманизма. Когда смерть неизбежна, и пациенту остается жить не более нескольких месяцев, поддерживающая терапия только увеличивает его страдания. Противники указывают на постоянное развитие медицины, которое делает возможным излечение до этого неизлечимых болезней, вероятность ошибок при диагностике и прогнозировании болезни и психологический эффект, который совершение этой процедуры или содействие в самоубийстве может оказать на врача. Легализация может привести к многочисленным злоупотреблениям со стороны врачей и заинтересованных в смерти человека лиц. Осуждают эту процедуру и мировые религии, считая любое умерщвление человека или пособничество в нем абсолютным нравственным злом.
Эвтаназия в Америке вызывает у людей неоднозначную реакцию. В соответствии с данными ежегодного опросника института Гэллопа за последние 5 лет, можно наблюдать рост поддержки ассистированного суицида среди широкой публики: так, процент согласных с тем, что врачи должны иметь возможность безболезненно окончить жизнь терминально больных пациентов по их просьбе, вырос с 68% в 2015 до 74% в 2020. Среди сторонников медицинской помощи при смерти в США статистически мужчин больше женщин, а белых людей больше, чем черных. Отношение к этой процедуре напрямую связано с уровнем религиозности – регулярные прихожане церквей как правило настроены к ней более отрицательно, чем слабо религиозные люди или атеисты. Среди христиан наиболее спокойно к этому вопросу относятся либеральные и умеренные протестанты, а евангелисты, баптисты и католики, наоборот, чаще выступают его противниками.
Вопросы и ответы
Какие известные люди прибегли к эвтаназии?
Зигмунд Фрейд, вероятно, является самым известным широкой публике человеком, который закончил свою жизнь с помощью эвтаназии. Среди других можно выделить франко-швейцарского режиссера Жан-Люк Годара, нидерландскую писательницу Анни Шмидт и актера Рутгера Хауэра.
Какая страна первой легализовала эвтаназию?
В 2002 году Нидерланды стали первой страной в мире, узаконившей эвтаназию.
Кто такой «Доктор Смерть»?
Американский врач Джейкоб Кеворкян заслужил прозвища «доктор смерть» или «доктор суицид» за популяризацию эвтаназии в США. За свою карьеру он помог уйти из жизни более 130 людям, многие из которых не были смертельно больны и не жаловались до этого на какие-либо расстройства. Он был арестован по обвинению в убийстве второй степени и осужден к заключению сроком от 10 до 25 лет.
Специализированная городская служба по вопросам похоронного дела Ritual.ru поможет организовать достойное погребение недавно ушедшего родственника. Наши специалисты возьмут на себя все организационные хлопоты, и избавят вас от бюрократической нервотрепки. Подробную консультацию по всем вопросам, касающихся организации похорон и траурной церемонии, можно получить по телефону горячей линии +7 (495) 100-3-100 . Контактный центр работает круглосуточно.