Гроб – Домовина

Домовина

Современный русский язык содержит множество старинных слов. К одному из них относят синоним слова “гроб” – домовина. В древние времена люди считали, что с окончанием земной жизни человек переходит в мир загробный и относились к гробу как к последнему пристанищу покойного. Так было и у славян, которые для наименования гроба использовали слово домовина – производное от слова дом. В соответствии с такими представлениями, в гроб помещали важнейшие предметы повседневного обихода.

Этот термин в разных значениях встречается во многих славянских языках. На украинском и белорусском он обозначает деревянный ящик для упокоения мёртвых. А «домовина» на сербском языке – родина, отечество.

Интересно проследить исторические корни слова. Существует несколько дошедших до нас вариантов погребения с использованием домовины.

Изба смерти

Издревле словом “домовина” называли небольшой сруб в лесу. В нём свободно размещалось посмертное ложе усопшего и было место для поминающих. Наши языческие предки считали естественным навещать своих близких и после их ухода из жизни.

После кончины одного из членов семьи к мастерам-плотникам приходили просить «выстроить новый дом» – домовину. Избу смерти делали добротной, в точности напоминающей прежнее жильё, но только уменьшенных размеров. Строили такой домик на околице села, окнами и дверцей к лесу. Внутри располагали деревянное ложе, личные и необходимые в повседневной жизни вещи, запас еды. Таким образом древние люди старались облегчить душе переход из мира Яви (Сущего) в Навь (Царство Мёртвых).

Подобные заготовки имели большое практическое значение. В голодные времена, когда был неурожайный год или совершались набеги соседних племён, вся семья снималась с места и уходила в леса. Там, в им одним известном месте, они пережидали лихолетье в домовинах почивших родственников и питалась припасёнными запасами. Получалось, что предки с того света подкармливали живущих. В Сибири и поныне можно встретить такие домики, которые гостеприимно распахивают свои двери перед заблудившимся в снегах путником.

В таких же избах смерти позднее проживали монахи-отшельники. Они как бы умирали для всего мирского и доверяли свою жизнь Богу. Примером может служить избушка, куда игумен сослал послушника Ивана, Семёнова сына, в фильме «Монах и бес» (2016, режиссёр – Николай Досталь).

Домики-надгробия

Если избы смерти были достаточно просторны, то данный вариант домовины был предназначен исключительно для упокоения почившего. Поскольку такая традиция погребения характерна больше для северных широт, высказываются несколько версий её возникновения:

  • Мёрзлая земля была не пригодна большую часть года для упокоения мёртвых.
  • Древние народы не желали, чтобы тела умерших родственников доставались хищникам.

Небольшой деревянный сруб сооружали практически по размеру с деревянным ложем для умершего. Последнее выдалбливали из цельного ствола дерева и старались, чтобы смертный одр пришёлся впору. Ведь иначе покойник будет являться во снах и жаловаться на тесноту. Одновременно с этим стремились не делать выдолбленный проём излишне просторным. Существовала примета, что на свободное место усопший приберёт ещё кого-то из членов семьи.

Домики-надгробия сохранились в отдельных районах Карелии, Архангельской области и… Аляски. Первые русские поселенцы на Американском континенте именно так хоронили тела своих соплеменников. Издали они напоминают раскрашенные улья, но на самом деле их предназначение несколько иное.

Домик на курьих ножках

Домовина

При упоминании такого названия сразу на ум приходят русские народные сказки про Бабу Ягу. В разных источниках её отождествляют и с проводницей в загробный мир, и с последовательницей индуистского учения Йога. Родноверы склонны считать её добрым божеством, выхаживающим недоношенных младенцев и дающим приют заблудившимся путникам. Такой неизменный атрибут, как костяная нога свидетельствует о её принадлежности к потусторонним силам. Одной ногой Баба Яга стояла в нашем мире, а другой – в загробном.

Традиционным местом жительства этой ипостаси считались дремучие болота и непролазные топи. Чтобы выжить в таких экзотических условиях необходимо было строить дом на сваях. Издалека такое сооружение смахивало на избу смерти или домовину на ножках. Кстати, само название «курьи» имеет две версии происхождения:

Курные или обкуренные. Сваи, прежде чем загнать их во влажную почву, окуривались дымом. Это препятствовало их гниению.

Куриные. Домик изначально располагали на высоких пеньках от срубленных деревьев. Уходящие в землю толстые корни по виду напоминали куриные ноги.

Строятся различные догадки, какую роль играла Баба Яга и в жизненном цикле древних славян. Одни считают её домик прототипом крематория, где в печи сжигалось тело умершего. Вспомните, как в сказках хозяйка куриной избушки усаживает добра молодца на лопату, чтобы потом засунуть его в очаг. Другие проводят аналогию между буддийскими рогьяпами – служками, ответственными за «небесное погребение». В подтверждение приводятся моменты, когда Баба-Яга кормила своих гусей человеческим мясом. Третьи утверждают, что женский злой дух тут совсем ни при чём. Попросту наши предки срубали толстое дерево, выдалбливали в стволе домовину, укладывали туда усопшего и водружали гроб на пенёк.

В наше время домики на курьих ножках повсеместно встречаются в Скандинавских странах – Норвегии, Финляндии. Там они служат исключительно в качестве хозяйственных построек. Амбары на высоких сваях помогают уберечь урожай во влажном и холодном климате от порчи.

Домики-скворечники

Данный вид захоронения наиболее напоминает современный. Тело располагали в гробу, а затем предавали земле. Надгробие сооружалось из досок. Скорее оно напоминало настил над ямой. В таком сооружении прорубали небольшое окошко. Здесь прослеживается аналогия с иудейским обрядом проделывать треугольную дыру в гробу при погребении.

После захоронения в изножье упокоенного устанавливался небольшой домик-скворечник на высоком шесте. Верх его венчала крыша с крутыми скатами, а поперёк располагалась перекладина-насест. Издалека подобная конструкция напоминала четырёхугольный крест. Поэтому на могилах православных верующих, в основном старообрядцев, можно встретить деревянные кресты с небольшой двусторонней крышей.

Согласно языческим верованиям, души умерших людей перевоплощались в птиц. Считалось, что родственник в крылатом облике будет навещать своё место упокоения, а если повезёт – то станет там вить гнездо. С этой же целью на могиле высаживали кусты земляники. Так близкие усопшего подкармливали небесных жителей.

Поскольку до наших времён дошли только отголоски прошлых верований, этнологами выдвигались и другие версии использования домовин на высоких шестах у могил:

  1. В традициях вятичей было кремировать своих умерших, а затем прах в деревянной урне водружать на вершину столба. Миниатюрные домики назывались «голубцы» или «домовины». Их часто устанавливали вдоль просёлочных дорог.
  2. Старообрядцы внутрь клали личные вещи покойного, иногда даже еду. Снаружи врезались иконки или кресты. Как видно, раннехристианские и языческие обряды тесно переплетались между собой.

Возможно, вам будет интересно: