Исламская молитва об умершем – похоронное дуа
Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни. В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные молитвы – дуа, о которых и расскажет вам эта статья.
Что такое дуа?
В общем смысле дуа – это личная мольба мусульманина, обращенная к Аллаху на родном языке. Дуа является не совсем молитвой в хритианском понимании этого слова – в исламе строгой молитвенной формой обращения к Богу служит намаз, обязательно читаемый на арабском языке – это просто одна из разновидностей поклонения Аллаху и заодно действительное выражение конкретных жизненных просьб молящегося. Однако, в русском языке это терминологическое различие отсутствет, и потому оба слова – дуа и намаз – допустимо переводить как «молитва». По традиции, дуа обычно произносят в различных житейских ситуациях – начиная новое дело, выражая заботу о ком-либо, находясь в нужде или опасаясь чего-то.
История похоронных дуа
Традиция молиться особым образом обб умерших берет свое начало в самых ранних годах ислама. Еще в жизнеописании пророка Мухаммада упоминается, что обычно по завершению погребения он стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы».
В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане создали множество специальных дуа, которые можно читать как на родном языке, так и на арабском. В основном они на сегодняшний день содержатся в сборниках хадисов (священных молитвенных текстов) Ибн Маджи, Ибн Дауда и Ахмада.
Как правило, они посвящены просьбам ко Всевышнему сделать посмертную участь покойного более светлой, а испытания, предназначенные ему, более легкими. Молящиеся просят Аллаха дать умершему в загробном мире новый дом лучше его прежнего дома, семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, ввести его в рай и защитить его от мук могилы и от мук огня.
Дуа на похоронах умершего
Согласно мусульманской традиции, оказавшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:
«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»Это обращение переводится приблизительно так:
«О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»
Также многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:
«Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун»
Перевод ее смысла таков:
«Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!»
Непосредственно после погребения по исламской традиции желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:
«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»
Что означает:
«О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»
Поминальная дуа на кладбище
Ислам предписывает верующим регулярно навещать могилы своих покойных близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрама) и Ид аль-Фитр (Ураза гаета).
Со слов младшей жены пророка Мухаммеда – Аиши бинт Абу Бакр – известно, что тот нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:
«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад».
На русском текст этого дуа звучит таким образом:
«Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».
Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:
«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар»
Что будет означать:
«Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».
Насколько полезна погребальная молитва для умерших?
Вопрос о пользе молитв за умерших издавна занимает умы исламских учёных. Насколько полезными для души покойного будут совершённые в ее пользу благие деяния – мольба и подаяние? За века существования ислама мусульманское богословие разработало обширную аргументацию как за, так и против идеи о том, что живые могут своими молитвами помочь мертвым.
В средние века исламское течение мутазилитов, проповедовавших в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводили такой аргумент против погребальных дуа: в Коране сказано «Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38), то есть пророк Мухаммад, по их мнению, утверждал, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Современные богословы на это отвечают, что мутазилиты упускали в своих рассуждениях из внимания тот факт, что в упомянутых строках речь шла только о греховных деяниях. Согласно современной трактовке, на благие поступки аят не распространяется.
Другим частым аргументом против дуа за умерших выступает другой аят Священного Корана: «Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39). Из этих слов некоторыми богословами делается вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако иные богословы в ответ на этот довод оправдывают погребальные дуа сразу с нескольких позиций.
Во-первых, говорят они, приведённый аят является отменённым. Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21). Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том ключе, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки.
Во-вторых, в упоминаемом аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, о котором идёт речь в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии.
Таким образом, возражения против полезности молитв за умерших отвергаются подавляющим большинством мусульманских учёных. Также богословы прошлого и современности находят в Коране немало прямых подтверждений в пользу похоронных дуа. Например, ими приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:
«А те, которые пришли после них, говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный"» (59:10)
Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла.