История одного Реквиема

Изначально слово «реквием» («покой» в переводе с латыни) означало заупокойное богослужение в католической церкви. Но начиная с XVII века, в период барокко, реквиемом стали называть целый жанр траурной духовной музыки. Сочинения этого жанра изначально писались для хора и заимствовали из заупокойной мессы распеваемые тексты.

Со временем авторские (композиторские реквиемы) стали все чаще предназначаться для исполнения на концертах. Они были приурочены к траурным событиям, вдохновлены личными трагедиями, писались по специальным заказам. Реквиемы входят в музыкальное наследие множества композиторов, но самый известный из них был написан Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Личность Моцарта во все времена привлекала внимание музыковедов. Странная смерть гения сопровождалась рядом слухов об отравлении ядом, мистическом госте в чёрном и недописанном Реквиеме. Что из этого правда и кто в действительности приложил руку к созданию последнего музыкального произведения известного композитора будет изложено ниже.

Таинственный гость в чёрном

В середине лета 1791 года Моцарта посетил неизвестный человек в чёрном и заказал написание Реквиема. В качестве задатка было выделено 50 (по другим свидетельствам – 100) дукатов. Впечатлительная натура Вольфганга впоследствии восприняла приход незнакомца, как визит Дьявола. Ведь после человек больше в доме композитора не появлялся. Известно, что в бреду, перед самой кончиной, Моцарт не раз упоминал о том, что странный посетитель – посланник Сатаны.

Кто же было на самом деле таинственный заказчик, и почему его сопровождала такая секретность? По дошедшим до нас свидетельствам, Реквием писался на смерть умершей в феврале того же года Анны фон Фламберг. Человеком в чёрных одеждах был управляющий графа Франца фон Вальзегга, супруга усопшей. По договорённости, авторство мессы должно было принадлежать графу, имевшему много денег, большие амбиции и страсть к музицированию. Подобным образом, выдавая чужие сочинения за свои, фон Вальзегг сотрудничал и с другими композиторами. Его целью было постоянное обновление репертуара еженедельных музыкальных вечеров.

Работа Моцарта над Реквиемом

В юности Вольфганг написал около 20 месс для католической церкви. Однако на момент принятия заказа он не практиковался в сочинении подобных произведений свыше 10 лет. Музыковеды считают именно эту причину главной, из тех, что послужили препонами к скорому написанию Реквиема. Во время работы над Реквиемом Моцарт переключал своё внимание на другие заказы – оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», кларнетовый концерт для Штадлера. Лишь осенью композитор вновь вернулся к заупокойной мессе и даже отказался принимать учеников, пока не завершит её.

Работа настолько поглотила Моцарта, что от переутомления возникли осложнения со здоровьем. Во избежание пагубных последствий его жена Констанция даже отобрала партитуру музыкального произведения. Тогда же, по её свидетельствам, Вольфганг жаловался на отравление ядом.

Смерть от естественных причин или от яда?

До сих пор не утихают споры относительно обстоятельств кончины великого композитора. Версия про отравление базируется на показаниях Констанции и его сына Карла, который в 7-летнем возрасте пережил смерть своего отца. Ребёнок запечатлел в памяти опухшее тело, источающее зловоние. Согласно врачебным заключениям, у пациента была обнаружена «острая просовидная лихорадка», и все симптомы неизбежного летального исхода можно было предсказать по часам.

Причастен ли Сальери?

Легенда об отравлении Моцарта с «лёгкой» руки А. С. Пушкина обрела реальные очертания. На долгие годы имя другого итальянского и австрийского композитора Антонио Сальери было опозорено. И это при том, что в учениках у придворного капельмейстера были Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. И скорее взрывной характер Моцарта, его переписка с отцом, могли стать толчком для интриг против итальянца. Только состоявшийся в 1997 году Миланский суд полностью оправдал Сальери от многолетней клеветы.

Посмертное завершение Реквиема

За тот вид, в котором известен Реквием большинству, следует благодарить ученика Моцарта – Франца Ксавьера Зюсмайера. Именно он завершил последнее музыкальное произведение известного композитора. Поскольку задаток за мессу уже был уплачен, и Констанция желала получить остальную сумму, она обращалась ко многим сочинителям музыки с просьбой о завершении Реквиема.

Вначале за доработку взялся Йозеф Эйблер. Он даже наметил собственный вариант оркестровки, но впоследствии отказался от дописывания за Моцартом. Получив множество отказов, Констанция обратилась к Зюсмайеру, предоставив ему множество черновиков своего мужа. Музыкальные критики отмечают посредственную работу Франца Ксавьера. Им не были учтены торжественные аккорды духовых с унисонным ответом струнной группы. После экспозиционного раздела фуга оборвана, что выдаёт неумение ученика писать хоровые фуги. Даже юношеские церковные произведения Моцарта представляют больший интерес.

Мистичный характер Реквиему добавляет отсутствие в оркестре флейты, гобоя, валторны и кларнета. Их заменил бассетгорн, отображающий увлечение композитора массонством.

Современные реконструкции

Детальный анализ черновиков Реквиема и разграничение чужих правок привело к различным дискуссиям среди моцартоведов. Выделение партий, дописанных Зюсмайером, позволило воссоздать партитуру в том виде, какой она осталась после самого Вольфганга. Конечно, дописывать творение мастера тяжело, но Ричард Мондер попытался по-своему реконструировать траурную мессу. Как отмечают критики, данная версия более аутентична задумке Моцарта нежели переработка Франца Ксавьера.

Использование Реквиема

Доподлинно известно, что Иоганн Батист Штраус-младший исполнил Реквием Моцарта на похоронах своего отца. В качестве саундтрека музыка использовалась в фильмах:

  • Овод (1980, реж. Николай Мащенко);
  • Амадей (1984, реж. Милош Форман);
  • Большой Лебовски (1998, реж. братья Коэн);
  • Люди Икс 2 (2003, реж. Брайан Сингер);
  • Древо жизни (2011, реж. Терренс Малик);
  • Россомаха: Бессмертный (2013, реж. Джеймс Мэнголд).

Возможно, вам будет интересно:

27 июня 2019