История похоронного дела: США

2006
Время прочтения статьи - 8 минут 20 секунд

Со времен начала колонизации североамериканского континента и вплоть до обретения Соединенными Штатами независимости погребальные практики колонистов по большей части определялись условиями их жизни и зачастую шли вразрез с любыми обычаями и традициями, которые они могли завезти из Европы. Одним из примечательных отличий было то, что американские поселенцы не создавали прицерковных кладбищ по типу европейских, а другое заключалось в том, что существовавшие со времен Средневековья гильдии герольдов и секстонов (т.е. представителей тех профессий, что в былые времена занимались организацией похорон и уходом за кладбищами) через океан так и не мигрировали. Оставив позади не только исторические родины, но и многие традиции и социальные институты Европы, первые поселенцы поступали со своими мертвыми так, как принуждали их обстоятельства: все приготовления выполняла семья, извне нанимали разве что мебельщика или плотника, чтобы он изготовил гроб, потом на сутки или двое гроб выставляли в доме, чтобы друзья и родственники могли проститься с покойным (а также на случай, если человек не умер, а впал в кому или летаргический сон и был принят за мертвого ошибочно), а затем хоронили на своей же частной земле либо на деревенском кладбище, которое, в отличие от стандартного на тот момент европейского, не было обязано быть организованным на прицерковном земельном участке и быть близким к мощам святых.

После обретения независимости

После объявления независимости в 1776 и воспоследовавшей войны с Великобританией несколько десятилетий уклад жизни (включая и те процессы, что строятся вокруг смерти) оставался во многом неизменным. Однако в начале XIX века, согласно имеющимся данным, в крупных городах изготовление гробов встает на поток и становится уже не случайной «халтурой» мастеров работы по дереву, а вполне обычной услугой, которую оказывает большинство мебельных мастерских. До нас дошли рекламные материалы мебельных мастерских Кливленда из 1837 года, в которых значилось, что эти мастерские в том числе предоставляют «срочные услуги» – это был более благовидный способ сказать, что они принимают заказы на гробы. К 1850-м годам в крупных городах вроде того же Кливленда некоторые мебельщики целиком перешли на изготовление ритуальных принадлежностей и уже называли себя гробовщиками.

Гробовщики предлагали как простые деревянные ящики по цене (в переводе на современный курс) 125-200 долларов, так и гробы из красного и розового дерева, обитые бархатом, за 1500 долларов и выше – производство “элитных” гробов стало логичным продолжением коммерциализации похоронного дела. Гробовщики, стремясь извлечь большую прибыль, пытались как просто разнообразить ассортимент, так и создать специальные предложения для тех, кто хотел и мог себе позволить “выделяться”. При этом важно подчеркнуть, что в это время все остальные процессы, связанные с погребением, по прежнему целиком берет на себя семья покойного: частных моргов нет, нет специализированных служб, нет катафального транспорта.

Последствия гражданской войны

Гражданская война 1861—1865 годов между Союзом северных штатов и Конфедерацией южных неожиданным и весьма неочевидным образом привела к рождению американской похоронной индустрии. Впервые в американской истории большое количество людей стало умирать далеко от дома. Это создало спрос, во-первых, на доставку тел в родной населенный пункт, а во-вторых, на их сохранение от разложения. Путь до дома зачастую был неблизким, а дорожная и транспортная система была либо уничтожена боевыми действиями, либо не существовала в принципе. Именно в это время в США очень быстро получает массовое распространение бальзамирование – буквально в течение нескольких лет услуги бальзамировщиков становятся не просто решением проблемы с долгой доставкой тела, но обычным делом.

Когда президент США Авраам Линкольн был убит, его тело забальзамировали и провезли через несколько крупных городов США, чтобы американская нация могла должным образом с ним попрощаться. Эта выставка тела президента стала мощной рекламой бальзамирования как такового: в послевоенные годы спрос на услуги бальзамировщиков беспрестанно растет, и буквально одно поколение спустя почти все американцы заказывают бальзамирование тела умершего, даже когда его не нужно везти на долгое расстояние, а в принципе в любом случае. Бальзамирование было дополнительно популяризовано в результате забастовки железнодорожных грузчиков 1898 года. Рабочие требовали принять меры против периодических взрывов трупов во время перевозки – такое случается в естественных условиях, когда закрытый гроб не дает выхода накапливающимся внутри него трупным газам.

В это же время гробовщики переименовали себя в “распорядителей похорон”. Это было сделано не только ради благозвучия, но и потому, что они теперь предоставляли широкий перечень услуг: не только гробы, но и процедуры бальзамирования, и катафальный транспорт, а также залы прощания (они же “покойницкие” - специальные помещения в похоронных бюро, где тело выставлялось в гробу на несколько дней для прощания). В это же время распространяются частные кладбища, а в 1876 в крематории Лемойн произошла первая в истории США кремация – как и во многих других странах, не без сопротивления консервативных кругов, но все же кремация начала распространяться и здесь. Также в конце XIX века появляются профессиональные ассоциации, объединяющие бизнесменов и рабочих похоронной сферы.

Очередная волна миграции в те же годы приводит к тому, что в одном крупном городе становится возможно найти похоронные бюро, осуществляющие погребение по итальянскому, ирландскому, немецкому и любому другому образцу. При этом важно подчеркнуть, что вплоть до этого времени похоронное дело остается делом семейным: еще нет больших компаний, работающих на множество городов, тем более нет международных похоронных организаций. Похоронные бюро, как правило, являются семейным бизнесом, малы по размеру и обслуживают только свой район: деревню, ближайшие кварталы города и т.п.

В новейшее время

В США существует пословица, гласящая, что похоронное агентство живет три поколения: первое его создает, второе его приводит к успеху, а третье губит. Можно сказать, что это было справедливо для многих крупных городов. После Второй Мировой семейные похоронные дома массово скупались более крупными компаниями, так что к началу XXI века доля семейных кладбищ уже была гораздо ниже, чем в начале двадцатого. Важной отличительной чертой американского похоронного дела в двадцатом веке стало изменение статуса кладбищ: вполне в духе коммерциализации иных сфер жизни, владельцы частных кладбищ пытались сделать из своей собственности нечто привлекательное, вызывающее положительные эмоции и позитивные коннотации. Уже в 1920-1930-х годах в США появились кладбища, которые во всем кроме названия напоминали парки для семейного отдыха.

6 сентября 2019
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок