История похоронного дела: Великобритания

Организация похоронного дела, особенности ритуального бизнеса, погребальные традиции – все они сильно различаются от страны к стране. Чтобы понять, как в той или иной части света сложилась своя специфика похоронного дела, нужно взглянуть на его историю.

В материале вы узнаете, как возникала и развивалась ритуальная сфера в европейском государстве, повлиявшем на половину народов мира – в Великобритании. Для этого необходимо понимать, как сформировалось кладбище в нашем современном понимании.

Краткая история кладбищ

Термин «кладбище» в Европе первоначально употреблялся по отношению к раннехристианским захоронениям, что делалась на прицерковных участках земли. С VII века эта практика стала массовой в материковой Европе, но выглядела она совсем не так, как сегодня. С незначительными региональными различиями, раннесредневековое захоронение представляло собой следующее: на церковной земле жители местной городской или сельской общины массово закапывали тела в общей могиле, ждали несколько лет, чтобы тела разложились, после чего выкапывали кости. Далее, кости либо помещали в оссуарии (костницы), либо ими украшали стены кладбища, либо их складировали под полом церкви. Кладбищенская земля после этого использовалась заново.

Позже, уже в XVII-XVIII веках, осознав угрозу здоровью людей и животных, исходящую от захоронений вблизи жилищ, кладбища начали переносить на окраины населенных пунктов. А с приходом протестантизма во многих странах – включая Британию – изменилось и отношение к телам покойных вообще и к захоронениям в частности: их стали чаще хоронить в гробах, возводить надгробия и монументы, что приводило к созданию более «постоянных» кладбищ с более-менее фиксированными местами захоронений конкретных людей. С наступлением эры абсолютизма, государства Европы стремились перехватить у церкви контроль над различными сферами общественной жизни – в том числе они хотели распоряжаться и посмертным существованием граждан. В Британии это, помимо всего прочего, выразилось в том, что король объявил себя главой Церкви. Так появились первые муниципальные (т.е. принадлежащие государственным органам местного самоуправления), а затем и частные кладбища, и частные похоронные агентства.

Первые похоронные агентства

Первое в Великобритании частное похоронное агентство (funeral home, как их называют по-английски, что можно перевести как «похоронный дом»), согласно имеющимся данным, возникло в Лондоне в 1765 году. На протяжении следующего века в Британии возникли сотни частных похоронных агентств, множество крематориев, а также ряд разного рода профессиональных объединений: Английское Кремационное Общество, Ассоциация Британских Гробовщиков, Британское Общество Бальзамировщиков и т.п. На вторую половину XIX века пришелся расцвет частных кладбищ: это было связано с законодательным запретом захоронений в черте городов и необходимостью создания новых.

От гробовщика к «распорядителю похорон»

Человек, занимавшийся похоронным делом, исторически именовался undertaker. В средние века это слово означало любого подрядчика вообще: строителя, каменщика и т.д. К XVII веку представители всех остальных профессий перестали себя так называть, и это слово закрепилось за гробовщиками (на настоящий момент это слово переводится на русский язык именно как «гробовщик»). На протяжении многих столетий, однако, отдельной профессии гробовщика не существовало, так как не было нужды кому-то заниматься производством гробов на постоянной основе, особенно в маленьких населенных пунктах. Как правило, когда кто-то умирал, соорудить гроб и носилки звали местного строителя, столяра или плотника, у которых для этого были все необходимые навыки.

Во многих деревнях всё так и оставалось вплоть до начала ХХ века, и лишь в крупных городах, где на малой территории жило (а значит и умирало) много людей, с XVIII века появлялись люди, которые решали сделать производство гробов своим главным родом деятельности. По мере роста предприятий они также расширяли свой ассортимент услуг: например, у них же клиент теперь мог нанять носильщиков или через них заказать доставку гроба до кладбища. Это расширение функций в конечном итоге привело к тому, что занятым в похоронном деле предпринимателям стало тесно в рамках термина «гробовщик» – в том числе и в плане эстетики и престижа.

В первые годы XX века британские бизнесмены, занятые в похоронном деле, переименовали себя из “undertakers” в “funeral directors” (примерно можно перевести как «распорядители похорон») и сформировали новую профессиональную ассоциацию. На протяжении последующих десятилетий эта ассоциация вела переговоры от лица владельцев похоронных бюро с профсоюзами, центральным правительством и органами местного самоуправления, а также организовывала курсы повышения квалификации для работников похоронного бизнеса.

Ритуальные услуги в Великобритании начала XX века

В первой половине прошлого века клиенты могли ожидать от похоронных домов Британии следующий набор базовых услуг: изготовление гроба, предохранение тела покойного от преждевременного разложения и транспортировка тела. Испокон веков гробы в Великобритании изготовляли вручную из вяза и дуба, но в начале двадцатого века все переменилось. Ускоряющаяся механизация обессмыслила ручное изготовление таких простых конструкций, как гроб, а голландская болезнь вяза, поразившая европейские леса в 1920-х, вынудила искать альтернативы в плане сырья.

Значительный вклад в революционизацию отрасли сделали и власти, стремившиеся сделать более доступной и эффективной процедуру кремации: чиновники настаивали, чтобы производство гробов перешло на более легковоспламеняющиеся материалы. Все это вынудило производителей искать замену вязу в импортном дереве, а также в древесно-стружечных и древесно-волокнистых плитах. За пару десятилетий “обычным” перестал считаться гроб, сколоченный из цельных досок, и стал считаться гроб, сделанный из ДСП или ДВП и облицованный фольгой, шпоном и тканью.

Гробовой набор для самостоятельной сборки из 1905 года от компании “Dottridge Bros”.

“Гробовой набор” для самостоятельной сборки из 1905 года от компании “Dottridge Bros”. В наше время такими никого удивишь, но мало кто знает, что первые “гробы-конструкторы” на рынках Европы появились больше ста лет назад.

Бальзамирование – главный тренд начала XX века

В 1900 году случилось событие, ставшее поворотным в истории Британского похоронного дела: два американских профессора посетили Лондон и поделились знанием о техниках сохранения тел с директорами местных похоронных бюро. После этого начало быстро набирать популярность бальзамирование: оно активно рекламировалось как услуга, появились курсы, на которых работников похоронного дела обучали техникам сохранения тел покойных, а в 1927 году был основан Британский Бальзамический Институт. В первые годы бальзамирование умерших производилось преимущественно на дому. Однако в период между двумя мировыми войнами жизнь в стране сильно изменилась: все больше людей имело возможность получать медицинскую помощь, а логичным следствием этого стало то, что все больше людей умирало не в своей постели, а на больничной койке. В связи с этим возникла потребность – а затем и тренд – создавать отдельные помещения (покойницкие), где тела умерших хранились бы до похорон. Так во многих похоронных домах появились морги и бальзамировочные комнаты с охлаждающим оборудованием.

Бальзамическая лаборатория в похоронном доме “W Oliver Nodes”

Бальзамическая лаборатория в похоронном доме “W Oliver Nodes” в Крауч-Энде. На 1935 году такая считалась пиком технологического совершенства.

Первые катафалки

С середины XIX века пешие похоронные процессии становились все менее осуществимыми по мере того, как захоронения в черте и вблизи населенных пунктов запрещались, а новые частные кладбища возникали на далеких окраинах - особенно это коснулось, конечно же, крупных городов. Так начал развиваться катафальный транспорт. Первоначально это были конные упряжи. Многие похоронные дома не имели своих собственных конюшен, а потому нанимали профессиональных перевозчиков в качестве субподрядчиков. В качестве катафального транспорта использовали и поезд, благо развитая транспортная сеть страны позволяла перевозить мертвых и скорбящих относительно быстро и с удобствами даже на большие расстояния, например, если умерший при жизни изъявлял желание быть похороненным в родном городе на другом конце страны.

В историю вошла компания “Лондонский Некрополь” (ориг. “London Necropolis Company”), которая построила частную железнодорожную станцию в Ватерлоо – одном из центральных районов Лондона – и соединила её со своим частным Бруквудским кладбищем в Суррее, что в 40 километрах к западу. С 1854 до 1927 эта железнодорожная ветка использовалась специально для катафальной транспортировки.

Первый моторизованные катафалки в Лондоне появились в 1906 году. Первоначально они использовались только для доставки гробов в покойницкие, однако к 1920-м присутствовали непосредственно на кладбищах и участвовали в похоронных процессиях. И гужевой, и автомобильный катафалки сосуществовали до 1940-х годов, пока гужевой транспорт, наконец, не исчез. Поначалу автокатафалки представляли собой буквально ту же самую катафальную повозку, что тянула лошадь, только поставленную на шасси с мотором. Однако вскоре крупнейшие на тот момент автопроизводители – Daimler, Austin, Rolls Royce – начали создавать специализированный катафальный автотранспорт.

Как выглядели похороны в начале XX века

В среднем в начале ХХ века обычные похороны в Британии выглядели следующим образом. Когда человек умирал, семья звала доктора, чтобы получить заключение о смерти. Далее, звали “наряжальщика” – обычно женщину – которая помогала привести тело в порядок. Как правило, покойного одевали в его лучшее платье – то, в котором он ходил в церковь на воскресную службу. Далее звали приходского священника, чтобы тот провел последние обряды над телом умершего, а затем звали гробовщика, чтобы тот замерил тело. Вскоре гробовщик возвращался с готовым гробом, но чтобы внести его в помещение, иногда приходилось вынимать оконные рамы и дверные косяки – в домах бедняков они были слишком узкими. Покойного клали в гроб и оставляли гостиной на три-четыре дня. Комнату украшали сильнопахнущими цветами, чтобы перебить запах разложения: долгое время бальзамирование могли себе позволить лишь зажиточные граждане.

Согласно имеющимся оценкам, в середине 1940-х годов в Британии можно было организовать непритязательные похороны, которые включали в себя изготовление гроба, плату священнику, плату гробокопателю, плату наряжальщику, 4 носильщиков для гроба и найм катафалка, за 20 фунтов при средней недельной зарплате в 2,75 фунта.

13 августа 2019

Возможно, вам будет интересно: