Как и зачем хоронят ампутированные конечности
С древнейших времен до наших дней существовали практики погребения отдельных частей тела. Как нетрудно догадаться, в прошлом людям приходилось терять конечности в бою, а с рождением медицины появилась хирургическая ампутация – один из исторически первых типов медицинской операции. В большинстве культур в этих случаях предусматривался обряд, в ходе которого отнятая от тела конечность предавалась огню или земле – с тем, чтобы после смерти человек смог воссоединиться в загробном мире. По этой и другим причинам погребение отдельных частей человеческого тела производится и сегодня – данному вопросу и будет посвящен наш материал.
Утилизация или погребение
Хотя ампутация как тип хирургического вмешательства всем хорошо известна, большинство людей не задумывается о том, что происходит с отторгнутыми от человеческого тела органами после. По большому счету, существует два пути дальнейшего распоряжения ими: они либо утилизируются как медицинские отходы (путем сожжения), либо предаются погребению. В странах, где последнее разрешено, пациенты нередко просят медиков передать им ампутированные конечности и внутренние органы с целью последующего погребения – в частности, подобное является обычным делом в США и некоторых европейских странах. Достоверной статистики о количестве и частоте подобных случаев в настоящее время не существует, однако мы точно знаем, по крайней мере, что является источниками подобных запросов со стороны пациентов: это религиозные традиции, народные традиции, а также необходимость в ритуализированной форме примириться с потерей. В том числе по последней причине в некоторых странах хирургам рекомендуют предвидеть подобные пожелания пациентов и заблаговременно решать этот вопрос с ними.
В тех странах, где есть возможность захоронения конечностей и внутренних органов, у медицинских учреждений, как правило, есть три подхода к решению вопроса о захоронении мертвых тканей:
- Решение вопроса в частном порядке при имплицитном разрешении на захоронение мертвых тканей, предусмотренном в уставных и иных документах.
- Через прямо предусмотренные правила распоряжения теми или иными тканями (и при получении информированного согласия от пациента).
- Через специальный регламент, затрагивающий вопросы дальнейшего распоряжения мертвыми тканями.
В последнем случае, как правило, медицинские учреждения предусматривают, что они сами выходят на контакт с ритуальными службами, которым будет передана конечность для погребения, и отслеживают её дальнейший «путь», чтобы убедиться, что ампутированный орган окажется погребен согласно санитарным нормам. В ином случае может предусматриваться договор с пациентом, согласно которому тот признает себя ответственным за то, чтобы связаться с ритуальным агентством и организовать погребение извлеченных тканей в течение конкретного периода времени. В некоторых медицинских учреждениях вопрос о последующем распоряжении ампутированными тканями является частью документа о согласии на хирургическую операцию. Если медицинское учреждение предусматривает возможность прямой передачи ампутированных тканей пациенту или его представителю, то они подписывают дополнительные документы, в которых подписываются под знанием всех сопряженных с этим вопросом рисков и признают свою ответственность за погребение потенциально опасных медицинских отходов.
Религиозные традиции
Погребение конечностей во многих странах связано в первую очередь с религиозными традициями иудаизма, хотя аналогичным образом к погребению конечностей нередко прибегают христиане и мусульмане. В иудейских ритуальных традициях обычай предавать погребению ампутированные конечности весьма древний – ему по меньшей мере полторы тысячи лет. Как следует из Вавилонского Талмуда, на кладбищах были зоны, где были погребены отсеченные конечности. При этом у нас не может быть уверенности, что изначальной мотивацией к погребению конечностей были какие-либо богословские основания: скорее всего, конечности хоронили потому, что с ними надо было делать что-то, и древние последователи иудаизма не нашли лучшего способа избавиться от частей тела таким образом, чтобы при этом воспрепятствовать осквернению останков людьми или животными – в этом смысле погребение глубоко под землю выглядит вполне рациональным решением задачи. В пользу этой гипотезы также говорит и тот факт, что в священных текстах иудаизма не встречается описаний особых ритуалов для погребения конечностей, и у нас нет исторических свидетельств, что подобные ритуалы существовали в древности.
Сегодня данный вопрос решается по-разному в зависимости не только от страны, но и от раввина: некоторые раввины, ссылаясь на те или иные теологические аргументы и исторические прецеденты, велят своей пастве в обязательном порядке добиваться выдачи им ампутированных органов для их последующего погребения, однако другие раввины могут считать это скорее желательным, чем обязательным, в то время как третьи в принципе склонны оставлять этот вопрос без окончательного урегулирования, предоставляя каждой семье решать его на свое усмотрение. Также разнятся мнения иудеев касательного того, обязан ли человек быть погребен в одной могиле со своей ампутированной конечностью, или это могут быть разные участки для захоронения.
В исламе можно встретить схожую диверсификацию мнений касательно погребения конечностей. Разные имамы в разных странах будут по-своему трактовать эту ситуацию и, аналогичным образом, кто-то может заявлять об обязательности погребения конечностей, а кто-то скорее считать её желательной. Для христиан же этот вопрос долгое время был проблемным – в частности, для католиков вплоть до конца двадцатого века действовал запрет на кремацию, так что медицинская утилизация внутренних органов и конечностей посредством сожжения также становилась проблематичной. Сегодня многие христиане настаивают на том, чтобы предавать земле потерянные органы, а затем перезахоранивать их в ту могилу, в которую в конечном итоге ложатся сами – некоторые считают, что это необходимо для того, чтобы воскреснуть во плоти, когда настанут последние дни.
Народные традиции
Помимо религиозных традиций, предписывающих погребение конечностей и внутренних органов, существуют и традиции народные. Во многих странах – например, в США, – существует поверье, что фантомные боли, испытываемые человеком в уже несуществующей конечности, происходят от того, что она не была должным образом похоронена – это поверье восходит к девятнадцатому веку. В исследовании Д. Б. Прайса «Чудесное восстановление потерянных частей тела» перечисляется тридцать девять версий этого мифа в одной только Америке. Нужно полагать, что в других регионах также существуют подобные домыслы, которые подталкивают людей к погребению конечностей.
Терапевтический эффект погребения органов
Следует понимать, что процесс переживания и привыкания к новому состоянию после потери конечности или иного органа может затянуться и что в этом процессе человеку требуется помощь и поддержка. В конце концов, нужно помнить, что конечности и иные части тела в значительной степени позволяют человеку ощущать в мире своё “я”, так что при их утрате человек может ощущать, что потерял часть собственной личности или души (если он религиозен). Следовательно, ритуализированное погребение потерянного органа в присутствии семьи, священнослужителей соответствующей религии и т.д. может в значительной степени помочь человеку примириться с его потерей и справиться с тревогой перед грядущим.