Как хоронили английских королей
Смерть во все времена была великим уравнителем, который одинаково неизбежно приходил к бедным, богатым, честным, лживым, красивым и безобразным, старым и молодым. Одной из известных аллегорий средневековья была так называемая «Пляска смерти», назидательное изображение людей из самых разных сословий, которых в непрерывном танце ведут к могиле ухмыляющиеся скелеты.
Однако, такое уравнивание в правах и королей, и нищих, хотя и было христиански верным, на практике оказывалось не вполне убедительным. Тело короля умирало так же, как и тело простого смертного, но вот обращаться с ним законы требовали совсем иначе. Похороны королей издревле превращались в масштабное, красочное действо, а, например, похороны правителей Англии по сей день сохраняют в себе часть средневековых особенностей.
Два тела
В чем же было дело? Почему умерший король отличался от умершего простолюдина? Потому что, как считалось еще в средневековье, у короля, в отличие от его подданных, было два тела: божественное и земное. И уважение следовало оказывать обоим.
В 1957 году немецкий историк Эрнст Канторович предположил и убедительно обосновал в своих работах, что у любого европейского монарха, в силу божественной природы его власти, по мнению окружающих было две сущности. Первая: Король, тело божественное, в определенном смысле слова бессмертное, являющееся краеугольным камнем династического древа и носителем божественного права властвовать. И вторая: король (с маленькой буквы), человек при большой должности, но такой же, как и все прочие, который рождался, жил, старился и умирал.
Именно потому, что божественной сущности, а не только бренным останкам, следовало уделять должное внимание, королей хоронили совсем не так, как их подданных. И ровно потому убийство королей, которые, конечно же, умирали, как и все другие люди, считалось несравненно большим грехом, чем убийство кого-либо еще.
На сегодняшний день, разумеется, мало кто в буквальном смысле разделяет концепцию двух тел у монарших особ. Однако для понимания всего церемониала королевских похорон, иногда сохранившегося в неизменном виде со средних веков, необходимо всегда держать ее в голове. И даже изменения, вносившиеся от века к веку в погребальные ритуалы в связи с изменением технологий, идей или моды, всегда учитывали особый статус монарших особ. История королевских похорон в Англии в этом смысле самая интересная – один из старейших институтов монархической власти в Европе реальную политическую силу к настоящему времени подрастерял, зато всю эстетику королевской власти и королевского статуса пронес до XXI века из очень древних времен.
Монаршие смерти
Короли Англии, также как и их подданные, умирали по-разному. Эдуарду Пятому, например, на момент смерти было всего 15, тогда как Эдуарду Первому - 68. Из тринадцати английских королей с начала XIII до начала XVI веков только двое (Генрих III и Эдуард III) скончались в королевских резиденциях от старости и болезней - впоследствии это случалось гораздо чаще.
Джон, Эдуард I, Генрих V и Ричард III отправились в мир иной во время военных кампаний, хотя непосредственно на поле боя погиб только Ричард III. Эдуард II, Ричард II, Генрих VI и Эдуард V умерли (или даже таинственно исчезли) при сомнительных обстоятельствах.
Следует учитывать: большое значение имело, умирал король, обладая властью, или будучи низложен. Во-первых, низложенные короли, как правило, жили недолго, потому что самим своим существованием подрывали легитимность нынешнего правителя. Поэтому от них стремились избавиться, так или иначе - при этом, правда, не забывая о том, что убийство того, кому власть была дана Богом, есть страшнейший грех, и стараясь затем пышностью похорон искупить свою вину. Во-вторых, правители, находящиеся у власти, всегда имели множество врагов, которые могли завить о себе в том числе и при смерти монарха, желая кознями против похорон по правильному церемониалу причинить вред если не телу, то хотя бы душе умершего короля. Словом, ничего удивительного, что монаршие смерти, равно как и следующие за ними похороны, в Англии были делом запутанным и разнообразным.
"Хорошая смерть"
Главная задача любого английского монарха в час смерти заключалась в том, чтобы позаботиться и о душе, и о королевстве. Генрих III, например, не только покаялся в грехах, но и отдал соответствующие распоряжения, чтобы сохранить трон для своего сына Эдуарда I, который в это время еще не успел вернуться из крестового похода. Все английские монархи, кроме павшего в бою Ричарда III, успели перед смертью исповедаться, и потому их смерть считалась «хорошей», согласно христианским взглядам.
Достойное погребение людей, умерших такой смертью, было делом благородным в любом случае, а королевское звание еще более увеличивало пиитет перед телом покойного правителя. Например, всеобщее осуждение вызвали издевательства над уже упомянутым Ричардом III после его смерти. И для современников, и для потомков было крайне важным, как новый король обращался с бренными останками своего предшественника.
Протокол королевских похорон
В средневековье ритуалы прощания с королевским телом базировались особом сочинении под названием «De Exequiis Regalibus» («О королевских похоронах») из более обширного манускрипта под названием Liber Regalis, в котором подробно расписывались необходимые действия при коронации короля, короля и королевы одновременно, или только одной королевы, а также при августейших похоронах;
В соответствии с этим текстом похороны короля в Англии издревле начинались с демонстрации тела умершего правителя народу. Усопшего монарха помещали в гроб в королевских облачениях, в короне, со скипетром, державой, а, если надо было, то и мечом.
Как известно, в средневековье признаком святости считалось отсутствие видимого разложения после смерти. И напротив, быстро наступавшие процессы гниения означали, что умерший вел совсем уж гнусную жизнь. Поскольку показ покойного монарха большому числу подданных занимал длительное время, для сохранения благообразия происходящего и репутации умершего на первый план выходил вопрос сохранения тела, то есть его бальзамирования.
Как побеждали тлен
В «De Exequiis Regalibus» дается общая инструкция, что следует делать с телом ради его сохранности: "Сначала обмой тело в воде горячей или теплой, затем наполни его бальзамом и специями и заверни в пропитанные воском ткани так, чтобы лицо и борода были на виду. Заверни каждый палец руки, в том числе и большой, по отдельности, и убери мозг и внутренности".
Анри де Мондевиль, личный врач французского короля Филиппа Красивого, составил довольно детальный рецепт сохранения королевских останков: "Разрежь тело от груди до половых органов у мужчины и сделай два надреза от надгрудинной ямки до боков у женщины. Достань все внутренности и щедро припудри все внутренние поверхности такой смесью: миррой, битумной смолой, алое, специями и травами, чтобы предотвратить тлен. А также добавь туда смесь для уменьшения дурных запахов, включая розы, фиалки, камфару, сандаловое дерево и мускус. Добавь соли, чтобы ее было столько, сколько остальных частей вместе. Заполни всю полость приятно пахнущими травами, чтобы пустого места не осталось, и зашей разрез".
Позднее другой французский врач, Амбруаз Паре, существенно улучшил процесс, делая поправки на тот факт, что королевское тело лежало в открытом гробу не только, окруженное множеством зажженных свечей, но и толпами народа. Что, естественно, повышало температуру в помещении, и ускоряло неизбежное разложение. Паре предложил многоступенчатый процесс. Сначала тело (после извлечения внутренностей) следовало обильно смочить смесью алкоголя, крепкого уксуса, настойками горькой полыни, горького яблока, и квасцов. Затем брюшную полость надлежало заполнить смесью из 26 пахучих трав и специй, включая корицу, базилик и лаванду.
Самую большую сложность представляло лицо покойного, которое должно было оставаться на виду. Паре рекомендовал обмазывать его смесью скипидара, розового масла и экстракта ромашки, что, впрочем, далеко не всегда спасало от следов разложения на видимых частях тела.
Важен был и еще один момент: хотя обычно подготовкой тел к погребению, как и прочей работой, связанной с мертвечиной, занимались представители самых низших слоев общества, допустить простолюдинов к королевскому телу никто не смел. Историки сходятся во мнении, что обмыванием тела занимался какой-нибудь епископ, желательно, духовник короля, тогда как непосредственно бальзамированием - личный врач сиятельного покойника.
Место последнего упокоения
Теоретически, каждый английский король мог еще при жизни выбрать себе место для погребения. На деле же большинство следовало сложившимся традициям и находило последний приют либо в Вестминстерском аббатстве, либо в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке.
Самым обширным королевским некрополем в Англии, безусловно, остается Вестминстерское аббатство. Первым, похороненным в нем королем, который, его, кстати, и отстроил, является Эдуард Исповедник. Впрочем, следующий английский король в Вестминстерском аббатстве был похоронен лишь спустя две сотни лет, поскольку после смерти упомянутого Эдуард Исповедника случилось вторжение Вильгельма Завоевателя, после чего королевские дворы Англии и Франции оказались сильно перемешаны. Зато впоследствии Вестминстерское аббатство дало последнее упокоение многим десяткам королей и королев. А поскольку в Вестминстерском аббатстве английские правители вот уже много веков еще и коронуются, возможно, это одно из самых священных мест для монархов Британии.
Вторым по наполненности некрополем английских и британских королей является Часовня Святого Георгия в Виндзорском замке. Как Эдуард Исповедник, начавший строить Вестминстерское аббатство, и ставший первым упокоившимся в нем королем, так и Эдуард IV, начавший кардинальное расширение и перестройку часовни Святого Георгия в Виндзоре, тоже был первым погребенным в ней монархом. Число захоронений в Виндзорском замке меньше, однако это место чаще и используется в последнее время. Например, известно, что нынешняя английская королева Елизавета II уже пожелала, чтобы ее похоронили в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке рядом с ее отцом. Там же похоронят и ее мужа, принца Филиппа, герцога Эдинбургского.
Почти все правители Англии и Великобритании последних веков покоятся в этих двух местах. Одним из немногих исключений из общего правила стала королева Виктория, пожелавшая лежать рядом со своим мужем, принцем Альбертом, в королевском мавзолее во Фрогморе.
Правители смешанных земель
После успешного вторжения в Англию Вильгельма Завоевателя сложилась любопытная историческая ситуация: короли, сидевшие на английском троне, одновременно правили и значительной частью Франции. Поэтому некоторые из них, особенно из династии Плантагенетов, лежат по неправильную сторону Ла-Манша. Например, сам Вильгельм похоронен в аббатстве Святого Стефана во французском Кане. А вот его сын Руфус, убитый на охоте на территории нынешнего графства Хемпшир, покоится в Винчестерском соборе, в древней английской столице.
Основатель династии Плантагенетов, английский король Генрих II, так же, как и его жена, Алиенора Аквитанская, покоятся во французском аббатстве Фонтевро. Там же был похоронен их сын Ричард I, он же Ричард Львиное Сердце, хотя его могила и не сохранилась.
Интриги и беспокойства даже после смерти
После Ричарда почти всех английских королей хоронили уже исключительно на территории родного государства. Однако тех из них, которые умирали при сомнительных обстоятельствах (эта завуалированная формула, под которой историки понимают, что, скорее всего, они были убиты), иногда предавали земле побыстрее и подальше от столицы.
Первым в этом списке идет Иоанн Безземельный, который, правда умер всего лишь от дизентерии, но вверг страну в гражданскую войну, потерял владения во Франции, был вынужден подчиниться восставшим баронам, и подписать «Великую хартию вольностей» (Magna Carta), ограничивавшую королевскую власть. В связи с этим неудивительно, что его останки решили скрыть подальше, похоронив в Вустерском соборе.
Отец и сын Эдуарда II, тоже Эдуарды, но первый и третий, были с почестями похоронены в Вестминстере. Тогда как самого Эдуарда II не только низложили, но и убили. Он захоронен в Глостерском соборе.
Генрих IV, по его собственному желанию, был похоронен в Кентерберийском соборе, радом с останками главного английского мученика Томаса Бекета. Считается, что таким образом он хотел искупить свою вину за свержение и убийство своего предшественника и родственника Ричарда II.
Больше всего, пожалуй, не повезло Ричарду III. Несколько столетий он пролежал под тем, что позднее стало автомобильной парковкой, поскольку был погребен после битвы при Босворте в поле, и только в этом столетии был похоронен, как и полагается королю, в соборе.