Как хоронят казахов в России?
На похоронах казахов проявляется множество светлых чувств: любовь к семье, милосердие, уважение к традициям. Проводы в иной мир – это важное событие в жизни семьи и друзей почившего. Казахи воспринимают похороны не просто как испытание скорбью, но и как своеобразный “экзамен” на сплоченность. На традиционные казахские похороны принято приглашать много людей, разделять расходы между всеми скорбящими, а также оплакивать умершего всем вместе. Как выглядят казахские похороны? Рассмотрим в этом материале.
Что повлияло на их похоронные традиции?На протяжении большей части своей истории казахи кочевали по степям. Этот способ жизни отразился и на погребении умерших. Старинные захоронения казахов – это невысокие холмики, присыпанные камнями. Сейчас также время от времени можно встретить похожие захоронения, выполненные в виде небольших холмиков. Однако сейчас всё чаще используют камень или кирпич.
Кроме этого, на похоронные обряды казахов повлияло их тесное взаимодействие с тюркскими народами, например, с узбеками. На большинстве казахских кладбищ можно увидеть оформление могилы как крупного сооружения, больше всего напоминающего мечеть с минаретом.
Суннитский ислам, принесенный тюркскими народами, претерпел в Казахстане существенные изменения, смешавшись с народными традициями и верованиями.
Казахи взаимодействовали не только с мусульманами, но также и с христианами, чаще всего с православными. Это также оказало существенное влияние на похоронные традиции. Иными словами, своеобразие похоронных обрядов этого народа сложилось из четырёх основных элементов:
- Кочевого образа жизни.
- Взаимодействия с мусульманами.
- Взаимодействия с христианами.
- Переосмысления народных традиций в контекстах ислама и христианства.
Похоронные обычаи у казахов
Несмотря на своеобразие похоронных обычаев этого народа, в них присутствуют знакомые составляющие церемонии прощания: подготовка тела к погребению, поминки и похороны.
Как готовят тело к погребению?
У казахов не принято умирать в одиночестве. Рядом с умирающим должны находиться члены его семьи и друзья. Прежде чем покинуть этот мир, человек должен отдать последние распоряжения. Например, пожертвовать скот мечети или церкви, назначить нового главу семьи, разделить наследство. Если у умирающего было завещание, то его зачитывали сразу после смерти, в присутствии муллы и близких родственников. По исламской традиции, плакать на прощании с почившим запрещается. Прощаясь со своим близким, казахи стараются следовать этой традиции.
После того как человек отошёл в мир иной, его тело омывают. Причем, в этом обряде принимают участие от 5 до 7 человек. Это не только близкие родственники, но и представители других семей, объединенных родством с семьей умершего.
Важно! Если умерший – мужчина, то обмывают его также мужчины. Если почившая – женщина, то в обряде участвуют женщины. Кроме того, дети к процессу обмывания почившего или почившей не допускаются.
Во время омывания один из участников обряда льёт воду на тело почившего от головы к ногам, а другие присутствующие обматывают тело умершего белой тканью и обтирают покойного, стоя по обе стороны от него. Обычно для омовения используется лавка или кровать без постельного белья.
Части тела усопшего омывают в особом ритуальном порядке. Кроме того, казахов редко омывают голыми руками. Обычно для омовения используются специальные рукавицы. После окончания обряда, их закапывают недалеко от захоронения. Считается, что эти рукавицы являются носителем негативной энергии и могут причинить вред живым близким покойного.
Омывание заканчивается в тот момент, когда близкий умершего, ливший воду на почившего, считает тело чистым и готовым к погребению.
После очищения тела, умершего обряжают в особое погребальное одеяние “акырет”. Он больше всего напоминает нечто среднее между рубахой и саваном. Это прямоугольный кусок материи, где сделан вырез для головы. В большинстве исламских культур за изготовление погребального одеяния отвечают близкие родственники умершего, но у казахов акырет делает мулла. Однако на “рубахе” акырет не заканчивается. Часто этим словом называют и другие части погребального одеяния: ткань, которой оборачивают ноги, и полотнище, из которого скручивают чалму.
Важно! Женский акырет отличается от мужского и представляет собой несколько узких отрезков ткани, обмотанных вокруг тела умершей.
Тело, облаченное в погребальную одежду, кладут на “табыт” – особые носилки. Интересно, что усопшего мужчину может уложить любой родственник мужского пола, но умершую женщину должен укладывать брат, отец или дядя по матери, но не муж. После смерти жены, муж считается для её семьи чужим человеком. Если подобного родственника у усопшей нет, то на табыт её укладывает пожилой мужчина из общины.
После укладывания на носилки, мулла читает молитвы, искупающие грехи покойного. В некоторых общинах их переносят на другого человека: обычно на родственника почившего, который добровольно согласился принять на себя грехи умершего, или же на самого муллу.
Как хоронят?
После этого похоронная процессия отправляется на кладбище. Несколько крепких мужчин из родовой общины выкапывают могилу. Умершего кладут на южную сторону могильной ямы. Четверо мулл располагаются по краям могилы, а пятый, имам, становится у головы усопшего.
Три представителя родовой общины спускаются в свежую могилу и принимают тело, которое другие близкие опускают на полотенце вниз. При спускании умершего в яму, имам читает молитву, чьё название можно перевести как “милостыня могиле”. После этого четверо других священнослужителей читают несколько сур из Корана.
Тело почившего укладывают лицом к Мекке. После этого всем почетным гостям раздаются символические подарки, деньги, а также небольшие кусочки ткани, носящие название “жыртыс”. Эти лоскутки выступают в качестве благодарственного подарка от покойного всем присутствующим. Человека предписывается похоронить рядом с его предками и другими членами семьи, на родовом кладбище.
Эта часть погребального казахского обряда по сути является традиционным масульманским прощанием – джаназой, но есть и другие традиции, уходящие корнями во времена кочевой жизни и язычества. Например, землю с могилы наделяют особой чудодейственной силой “успокаивать сердце”. Землю с захоронения собирают и сыпят на вдову или вдовца, чтобы она или он перестали печалиться об умершем или умершей. Похожие свойства приписываются и воде, которой омывали почившего. Если старшие члены общины замечали, что кто-то плачет, то они брали эту воду и брызгали в лицо скорбящим, приговаривая: “Учук, учук”. Слово “учук” в этом контексте означает болезнь или “душевную слабость”, которую можно смыть холодной водой.
Как поминают?
Поминать у казахов принято на 3, 7, 40, 100 день и через год. Интересно, что в поминальной трапезе нельзя использовать еду, оставшуюся в доме (а ранее в юрте) умершего. Считается, что ангел смерти Азраил в момент смерти режет человека как животное. Кровь почившего затапливает вещи и еду в его доме. Приготовление из такой еды считается грехом. В некоторых семьях принято выбрасывать и посуду умершего. Она также становится нечистой после его смерти.
В доме умершего всегда должен гореть свет, потому что его душа в течение 40 дней может посещать своё жилище. В особо традиционных семьях для духа почившего даже наливают чашку кумыса.
Во все поминальные дни казахский стол одинаков. На нём стоит бешбармак, шелпек, баурсаки. Особое место занимают сладости и фрукты. Спиртного не пьют, согласно мусульманским традициям. В качестве основного напитка используется чай. Во время поминальных трапез приглашенный мулла читает молитвы и суры из Корана, а близкие вспоминают умершего добрым словом.
Важно! На протяжении поминок плакать запрещено. Согласно традициям ислама, слёзы близких привязывают душу покойного к земле, не давая ей вознестись к Аллаху.
Соблюдаются ли они в России?
Для казахов важна их культура и чувство общности, которую она даёт. Многие стараются максимально следовать заветам предков, однако в России это не всегда получается. Например, на похороны совершенно точно не получится позвать всех родственников и людей, входящих в общины. Кроме того, традиционные казахские похороны отнимают много времени, которым казахи, особенно живущие в больших российских городах, не располагают. Это ведёт к упрощению обрядов: родственников становится меньше, а поминальная трапеза из дома переносится в специализированное кафе.
На каких кладбищах хоронят казахов?
Стоит понимать, что в России не существует отдельных казахских кладбищ. Представителей этого народа хоронят в зависимости от того к какой конфессии они относили себя при жизни. Казахов-мусульман хоронят на мусульманских кладбищах, казахов-православных и казахов-атеистов на погостах по всей стране.
Вопросы и ответы
Можно ли в России поставить на могиле казаха традиционный памятник?
Это сделать можно, но далеко не с таким размахом как это получится в Казахстане. Всё-таки, участки на российских кладбищах гораздо меньше.
Можно ли русскому присутствовать на поминках у казаха?
Да, если его пригласили. Здесь всё зависит от уклада семьи умершего. Они вполне могут не захотеть видеть на поминках человека, который не исповедует одну с ними религию.
Кремируют ли казахов?
Да, тех кто исповедует православие, иную ветвь христианства или придерживается атеистических взглядов. В исламе кремация запрещена.
Если вы планируете прощание с усопшим казахом и не знаете с чего начать, то обращайтесь на телефон горячей линии Ritual.ru – +7 (495) 100-3-100 . Наши специалисты помогут вам с организацией и проведением традиционного обряда погребения. Звонки принимаем 24/7.