Как православная церковь относится к кремации?

13853
Время прочтения статьи - 14 минут 30 секунд

Обряд сожжения тел появился очень давно, еще в эпоху среднего палеолита. Со временем он получил распространение в большинстве мировых культур. Однако в православии кремация все еще не является одобряемой практикой. Христианство дает свой ответ на вопрос о том, что происходит с душой усопшего после смерти. Согласно религиозным представлениям, она не разлучается с телом окончательно, а какое-то время пребывает подле него. Поэтому многие представители духовенства не одобряют идею о том, чтобы полностью уничтожить материальную оболочку души, и даже признают такое намерение греховным. Отношение РПЦ к кремации несколько смягчилось в последние годы, особенно на фоне эпидемии коронавируса, но в целом остается отрицательным. Священники запрещают отпевать урны с прахом и приносить их в храм. Согласно православному канону, для умершего христианина все-таки предпочтительнее проводить обычные похороны гробом в землю. Таким образом тело сохраняется до сорокового дня, когда душа усопшего переносится на небеса и обретает место в раю или в аду.

В сегодняшней статье мы поговорим о том, как церковь относится к кремации, и почему духовенство выступает против повсеместного распространения этого обряда. Также мы обсудим, разрешает ли христианская религия отпевание и поминовение кремированных.

Кремация - историческая справка

Кремация возникла еще в доисторические времена. Вероятно, ее появление было связано с необходимостью безопасно избавляться от тел мертвецов. В древности обряды сожжения практиковались в Израиле, Индии, Греции и Риме.

С приходом христианства покойных начали погребать в земле, а огненные похороны отменили как языческую традицию. Вновь о них вспомнили только в XVIII веке. Тогда во многих городах иссякла свободная кладбищенская земля, и захоронение трупов стало настоящей проблемой. Из-за нарушения санитарных норм начались вспышки опасных заболеваний и эпидемии. После открытия микроорганизмов стало очевидно, что больше нельзя устраивать братские могилы вблизи жилых домов, как и вообще в черте города.

В XIX веке международное медицинское сообщество призвало способствовать широкому распространению трупосожжения. Тогда отношение церкви к кремации немного смягчилось. Первыми странами, в которых возобновили эту практику, стали Англия и Германия. Вскоре множество крематориев появилось и в Америке.

В России крематорий открылся только с приходом советской власти, в 1920 году (до этого существовал еще один, но он находился во Владивостоке и обслуживал нужды подданных Японской империи). Граждане не спешили пользоваться его услугами. Несмотря на широкую пропаганду кремации, с точки зрения русской православной церкви она являлась грехом, так же как и другие нетрадиционные практики, например бальзамирование и помещение в мавзолей. Все это было в новинку жителям нашей страны, поскольку веками похороны считались религиозным обрядом, а не делом светской власти.

В современном мире церковь относится к кремации умершего человека лояльно, хотя по по возможности рекомендует проводить обычные похороны гробом в землю. Некоторые религии до сих пор считают предание тела огню тяжким грехом (ислам, иудаизм), другие же наоборот настаивают именно на этом способе погребения.

Христианство в данном случае заняло серединную позицию. Ни в католицизме, ни в православии не приветствуют сожжение трупов. Однако взгляды священнослужителей находятся в согласии с требованиями времени. Все понимают, что иногда у родных и близких покойного просто нет другого выбора (например, человек мог умереть от опасного заразного заболевания, и тогда предать его тело земле будет запрещено законом). По мнению духовенства, это не является преступлением против веры. В церкви в таких случаях разрешают и отпевание, и поминальные службы по умершему. Поэтому можно сказать, что в целом христианский мир довольно терпим к кремации, особенно если ее выбор продиктован медицинскими соображениями или какими-то личными обстоятельствами непреодолимой силы.

Почему кремация не поощряется русской церковью?

То, как православная церковь относится к кремации, связано преимущественно с религиозными представлениями о теле и душе. Долгое время все вопросы, касающиеся смерти, находились в ведении духовенства. Кладбища устраивали при храмах, а процесс похорон, отпевания и поминовения согласовывали со священнослужителями.

Христианство разработало собственную детальную концепцию загробной жизни. Согласно ей, душа умершего в течение двух дней остается рядом с телом и путешествует по земле, после этого проходит мытарства – испытания злых духов, далее странствует по раю и аду, и только на сороковой день обретает покой. Поэтому погребать умерших было принято на третий день, а поминать – на девятый и сороковой, то есть во время окончания мытарств и встречи с Господом для окончательного решения посмертной участи.

Уничтожить тело сразу означало лишить душу ее земного пристанища. Все-таки в христианстве телесное рассматривалось не только как бренное и греховное, но и как драгоценный сосуд, благодаря которому у души есть постоянное местопребывание. Согласно Священному Писанию, в день Страшного Суда все люди должны будут воскреснуть и предстать перед Богом именно физически, то есть их души вернутся в тело. Куда вернется душа того, чьи останки сожгли, остается неизвестным.

Есть еще одна причина, почему церковь против кремации, несмотря на ее очевидные практические преимущества. Распространение этого обряда совпало по времени с коренным переломом в общественном мировоззрении. В советские годы религиозные взгляды на жизнь и смерть стало принято резко критиковать, ведь наука ничего не говорит нам о душе, Боге и дьяволе. На смену христианству пришел атеизм, и то, что считалось священным, теперь изображалось комичным (например, чрезмерная забота о мертвом теле или о праведности/греховности собственной жизни). Если после смерти ничего нет, тогда и держаться за прах покойного не стоит. Лучше сжечь его, показав положительный пример ретроградам, которые до сих пор верят в загробное существование. Отход от религиозных традиций обернулся для нашей страны не только распространением непривычной погребальной практики, но и многими другими, куда более печальными последствиями: разрушением храмов, поруганием святынь, уничтожением памятников христианской культуры. Неудивительно, что отношение православной церкви к новой атеистической системе взглядов было негативным, а в кремации видели доказательство бездуховности.

Современные церковные положения о кремации

Православная церковь рекомендует по возможности проводить погребение традиционным способом, то есть помещать тело в гроб и предавать его земле. Однако бывают случаи, когда у родных и близких просто нет возможности похоронить человека. Так происходит, если:

  • умершего нужно кремировать по медицинским показаниям (он перенес заразное заболевание, которое опасно для окружающих);
  • законные представители совершенно лишены возможности договориться о захоронении на кладбище (по юридическим или иным личным причинам);
  • у покойного нет останков, которые можно было бы захоронить (например, он погиб в результате стихийного бедствия или катастрофы).

Во всех этих случаях церковь разрешает видоизменить обряд погребения. Это не считается грехом. Однако такие ситуации лучше обговорить индивидуально с духовником. Принять решение о том, разрешать кремацию или нет, имеет право только он (разумеется, с религиозной точки зрения).

За человека, чьи останки были преданы огню, можно молиться точно так же, как за всех остальных усопших христиан. В память о нем близкие могут ходить в храм, ставить свечи за упокой, заказывать поминальные службы.

Можно ли отпевать перед кремацией?

Да, перед кремацией человека можно отпевать. Обычно это разрешают делать, если такой способ погребения родственники выбрали по медицинским показаниям.

Нежелательной является только ситуация, когда отпевание совершают уже после сожжения останков, то есть заочно, без тела. Однако в исключительных случаях и такой вариант допустим. Например, в разгар эпидемии COVID-19 многих покойных приходилось срочно кремировать летом, чтобы не допустить распространения инфекции. Тогда о захоронении на кладбищах речи не шло – даже крематории были перегружены, и люди были вынуждены до недели ожидать своей очереди.

Священнослужители разрешали заочное отпевание. Оно совершалось в церкви, после него родственникам выдавали иконку, венчик, молитву и горсть земли, которой надо было посыпать место погребения усопшего.

Поэтому в случае крайней нужды не бойтесь просить своего духовника, чтобы он разрешил отпеть покойного заочно. Будьте готовы к тому, что вас попросят объяснить, почему не удалось провести отпевание вовремя, до кремации. На это должны иметься достаточно веские причины.

Как поминать кремированных?

Так же, как и всех остальных христиан. Основное, что нужно делать родным и близким – молиться за них в храме и дома. Кроме этого, можно ставить свечи за упокой, заказывать поминальные службы (панихиду, литию, поминовение на Божественной Литургии). В мужских и женских монастырях можно заказать также чтение Неусыпаемой Псалтыри в память об умершем. Кроме того, существуют внецерковные способы поминовения: раздать милостыню, помочь нуждающимся, приготовить угощение для знакомых и друзей покойного.

А как в других религиях относятся к кремации?

В буддизме, синтоизме и индуизме сожжение тел покойных является общепринятой практикой. Достаточно вспомнить, что в Японии, Индии и Китае почти полностью отказались от традиционных похорон. В исламе кремация запрещена, кроме исключительных случаев, когда ее требуется провести по медицинским показаниям. То же самое можно сказать и об иудаизме. Христианство компромиссно относится к кремации, однако некоторые церкви полностью запрещают ее (например, греческая: в Греции нет ни одного крематория).

Вопросы и ответы

Можно ли отпеть урну с прахом?

Нет, приносить урну в церковь и совершать над ней отпевание запрещено. Священник может разрешить только заочное отпевание, но для него прах не понадобится.

Грех ли кремировать человека?

Если у родных и близких нет другого выбора, то никто не станет осуждать их за это. Однако, когда ничто не мешает организовать обычные похороны, представители церкви советуют так и поступить. Все-таки необходимость предания тела земле имеет вполне конкретное религиозное обоснование, связанное с воскрешением умершего.

Где лучше похоронить урну?

Если вы все же кремировали покойного, с точки зрения христианства лучше захоронить прах на кладбище, а не в колумбарии. Это хотя бы примерно воспроизводит процедуру традиционного погребения.

Кремация до сих пор не встречает одобрения со стороны Русской Православной Церкви. Однако даже такой консервативный институт как церковь вынужден идти в ногу со временем, поэтому, если в силу медицинских причин покойного нельзя похоронить, его тело разрешают предать огню. При этом усопшего христианина не лишают права на отпевание и поминовение. Священнослужители солидарны в том, что Бог все равно может даровать ему и воскрешение, и вечную жизнь. Главное – соблюдать другие важные религиозные традиции: принять крещение, жить духовной жизнью, руководствоваться добрыми помыслами в земных делах и исповедаться перед смертью.

Если вам требуется помощь в проведении похорон, кремации, поминок или любого другого траурного мероприятия, служба Ritual.ru готова предоставить услуги надежных и опытных сотрудников ритуальной сферы. Мы помогаем жителям России организовывать достойное прощание со своими близкими с 1993 года. Получить подробную консультацию можно по телефону +7 (495) 100-3-100 . Операторы отвечают круглосуточно, звонок бесплатный.


29 июля 2022
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок