Каноны для поминовения
В Православной традиции «каноном» называют основанный на библейских песнях и текстах жанр богослужебной литературы. Обычно каноны посвящены прославлению какого-либо праздника или святого. Для поминовения усопших принято читать особые каноны в особой последовательности – как именно почтить таким образом память умершего и молитвенно позаботиться о его душе, расскажет вам эта статья.
Для чего нужен заупокойный канон
Молитва есть в первую очередь выражение христианской любви, реализация потребности любви к своим собратьям по вере. Православными христианами издревле принято молиться для поминовения своих умерших единоверцев, поскольку забота о спасении душ усопших и обращение просьб о них к Господу Богу есть то немногое, что живые могут сделать для тех, кто покинул этот мир. По усопшим обычно читают Псалтирь и акафисты, служат Панихиды, поминают их на Проскомидии и Литургии, а также ради них устраиваются молитвенные чтения канонов. Каноны о усопших входят в большинство заупокойных служб, поскольку они весьма разнообразны по содержанию и настроению, а также выразительны и наполнены яркими образами. Подобно текстам Псалтири, тексты канонов несут в себе очень живые и выразительные описания Священной Истории, вспоминание о которых помогает молящимся о спасении души умершего легче перенести свое горе.
Вторая причина, по которой поминание умерших Православная церковь рекомендует проводить с помощью канонов, кроется в самом значении слова «канон», происходящего от греческого слова «порядок». В канонах задается определенная последовательность молитвенных текстов, соблюдение которое имеет значение. Церковь учит, что при молитве за упокой души умерших важно знать церковный чин поминовения и следовать ему. Например, об этом писал выдающийся знаток церковного Устава святитель Афанасий (Сахаров) в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», указывая на необходимость послушания Церкви во всяком духовном делании, особенно же в молитве. Он отмечал, что молитва не по церковному чину опасна не для умерших, за которых мы молимся, а для нас, молящихся. Поступая самочинно и отвергая вековой опыт Церкви, люди даже из благих побуждений рискуют стать на опасный путь гордости и вместо пользы причинить вред и себе и другим. Что важно – это то относится не только к богослужениям, совершаемым в храме, но и к домашней молитве. Церковные чины и последования молитвенных трудов – в частности, и правила поминовения усопших, слагались из молитвенного опыта святых. Христианам следует со смирением и любовью принимать их не как навязанную и чуждую норму, но как благой и легкий совет, даваемый Церковью.
История заупокойных канонов
Признаваемые православной церковью каноны о усопших написал преподобный Феофан Исповедник, епископ Никейский. Об этом можно утверждать достаточно точно, поскольку его имя зашифровано в акростихе одного из канонов. Тексты, созданные преподобным, неразрывно связаны, и составляют единое целое. Феофан Исповедник родился в Иерусалиме в христианской семье, на рубеже VIII-IX веков после Рождества Христова. Вместе со своим старшим братом Феодором он обучался в Лавре святого Саввы, где оба брата приняли иночество и сан пресвитера. Братья Феодор и Феофан прославились как поборники иконопочитания. Не раз они публично обличали византийских императоров-иконоборцев, за что им пришлось вынести заточение, голод и тяжкие муки. Преподобный Феодор скончался в темнице. Феофан, брат его по плоти и по духу, положил тело умершего во гроб, пропев над ним надгробные песнопения – считается, что так и было положено начало созданию заупокойных канонов, которые потом были собраны в книгу, называемую «Октоих». По преданию, преподобный Феофан дожил до окончания иконоборческого гонения на православие, и по возвращении из ссылки он был рукоположен в сан епископа Никейского. Около 850 года преподобный Феофан скончался; память его Православная Церковь празднует 11 (24) октября.
Преподобный Феофан был автором многих сочинений и написал множество церковных песнопений: всего ему принадлежит около 150 канонов в Октоихе, Минее и Триоди. Каноны об усопших принадлежат к лучшим творениям преподобного Феофана; их высокое достоинство отмечают многие исследователи церковной гимнографии.
Как устроены заупокойные каноны
Каноны о поминовении усопших собраны в одной из основных богослужебных книг – Октоихе и разделены по восьми «гласам» – разделам для различного исполнения в течение восьми дней, зациклено повторяющихся. Основа канона – чередующиеся последовательно тексты, называемые «кондаки» и «икосы», а также «тропари» и «седальны», которые то читает чтец, то поет хор, в зависимости от чина поминовения.
Октоих содержит описание и слова нескольких вариантов молитв об упокоении души усопшего, но помимо него существует также «Канон о единоумершем». Каноны октоиха не поются в родительские субботы и не читаются на кладбище. А вот канон о единоумершем человеке читается в любой день, любым христианином – родственником усопшего или священнослужителем.
Все каноны написаны на церковно-славянском языке, но у них есть современная интерпретация. Имейте в виду, что текст канонов единый для всех церквей и храмов, но каноны о умершем мужчине и женщине различаются.
Молитвенное содержание канонов
Тропари канонов расположены в следующем порядке: первый тропарь содержит молитву к святым мученикам – молящиеся просят их на ходатайства перед Богом за наших усопших. Что интересно, обращение к мученикам в канонах об усопших, частое в заупокойных богослужениях, служит для напоминания молящимся о том, что эти песнопения восходят как традиция к надгробному пению первых христиан около останков святых мучеников за Христа. Припев перед первым тропарем «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» соответствует содержанию этих тропарей. Затем следуют два тропаря, содержащие в себе прошения за умерших. В них молящиеся представляют пред Господом все, что только может склонить Его к милосердию, указывают на его божественную премудрость, силой которой вообще сотворены люди, вспоминают его страдания, смерть и воскресение, обновившие падший род человеческий. В этих тропарях молитвенно вспоминается, что, разрушив смерть и ад, Господь даровал нам бессмертие. В последних тропарях каждой песни канонов молящиеся обращают свои молитвы к Пресвятой Богородице и просят Ее ходатайства за усопших.
В седальне по 3-й песни и в кондаке по 6-й песни молящиеся просят милостивого Владыку и Господа простить усопшим грехи и упокоить их вместе со святыми, там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, ввести в бесконечную жизнь. Икос дает читающим и слушающим канон образец христианского отношения к смерти: естественная для человека скорбь пред лицом смерти растворяется в нем смиренной покорностью воле Создателя и хвалой безсмертному Богу. для живого возвращение в землю, как не соответствующее предназначению, естественно вызывает надгробное рыдание, но для христианина это рыдание не то же, что надгробное рыдание для тех, кто не имеет надежды на спасение души.
Как правильно читать каноны о усопших
Каноны о усопших можно читать в домашней молитве по выбору и желанию в любое время, кроме двунадесятых и великих праздников, а также дней Страстной и Светлой седмиц. За одного усопшего всегда следует читать «канон о едином усопшем». Его читают ежедневно в первые сорок дней по кончине христианина – во время сугубого поминовения, особенно же в 3-й, 9-й и 40-й дни. За многих усопших читается один из канонов о усопших 8-и гласов, желательно канон текущего гласа (то есть того гласа, на который в ту седмицу поются песнопения Октоиха). Этот канон можно читать за всех своих родственников и близких накануне субботы.