Кароси – смерть от переработки

Самоубийство из-за невыносимых условий работы или инфаркт на рабочем месте стали причиной гибели многих молодых сотрудников в Японии. Количество таких случаев стало соизмеримо с числом жертв от ДТП. Департамент отвечающий за статистику смертности бьёт тревогу в связи с ростом данной тенденции. Родственники погибших предъявляют немалые иски к корпорациям в связи с потерей кормильца. Однако никакие деньги не вернут им дорогого человека. Да и выплаты происходят менее чем в половине случаев: юристы ссылаются на нарушения рабочего распорядка со стороны самого сотрудника.

Историческая справка

Самым первым случаем кароси называют смерть сотрудника газетной компании в 1969 году. Однако ещё в 1910-20 годах на шелкопрядильной фабрике возле озера Сува были зафиксированы массовые случаи самоубийств работниц. Невыносимые условия труда и безвыходное положение не оставляли для них иного выхода. Руководство предприятия не нашло иного выхода, как оградить озеро колючей проволокой, чтобы пресечь попытки утопления.

В конце 20-го века рост летальных исходов в связи с переработками с каждым годом рос. Количество смертей в 21-м веке измеряется тысячами. Правительство пытается урегулировать данный вопрос на законодательном уровне. Однако администрация многих корпораций считает, что Конституция должна оставаться за воротами предприятий.

С чего всё начиналось?

Страна Восходящего Солнца давно удерживает лидерство по производству промышленных товаров на единицу населения. Такой всплеск продуктивности был последствием санкций наложенных на Японию после Второй Мировой войны. Трудолюбие было возведено в культ и активно поощрялось. Устроившись на работу в 20 лет, сразу после окончания школы, человек мог рассчитывать на 40 лет беспрерывной работы на одном месте и выход на пенсию в положенный срок. За это он платил своим свободным временем. Люди соглашались работать сверх положенного, а в обмен получали гарантию на безбедное существование до самой старости.

Такое положение вещей стало выгодным для владельцев корпораций. Меньше людей могут произвести больше товаров или услуг. Количество людей в японской автомобильной компании «Toyota» немногим более 90 тысяч, тогда как в американской «General Motors» - свыше 700 тысяч. Подобная экономия на зарплате и обслуживании рабочих площадей приносит немалые доходы.

Социальный контекст

Зависимость простых людей от больших концернов воспитало культуру преданности компании и спровоцировало ужесточение мер к провинившимся сотрудникам. Под угрозой увольнения, как под Дамокловым мечом, ходят все работники предприятия, независимо от их ранга. Чтобы не быть выкинутым на улицу, люди подписывают трудовые договора, в которых легально соглашаются на переработки. Вместо положенных 40 часов в неделю человек фактически проводит на рабочем месте в 1,5 раза больше времени.

Уходить домой в строго установленное время считается непринятым. Более, того, работника, покинувшего свой пост раньше начальника осуждают и подвергают остракизму. При этом руководитель вполне может сидеть у себя в кабинете и читать новости попросту из-за отсутствия семьи. Приходить также следует не ровно к назначенному часу, а на полчаса раньше. Этим демонстрируется лояльность к своему работодателю и готовность пренебречь всем во имя дела.

Реальное положение вещей

Личная жизнь и свободное время, проводимое вне работы, сведены к минимуму. Жёны видят своих мужей лишь поздним вечером, а дети и того реже – по выходным. Такое явление, как инэмури – сон в транспорте или за столом во время рабочего перерыва – стало обычным явлением. Порой, чтобы не тратить драгоценные часы на поездки в метро, люди ночуют прямо в офисе или в гостиницах, расположенных неподалёку от предприятия.

Подобный уклад жизни не мог не сказаться на общем восприятии себя в социуме. Даже получая выходной измотанный работник способен лишь на глубокий сон или обдумывание рабочих проблем. Среднестатистический японец попросту не знает, чем занять себя в свободное время. Период бездействия становится для него чем-то из ряда вон выходящим. Потребность работать стала навязчивой и переросла в зависимость. Внеурочные часы стали отнимать не только время на личную жизнь, но и на сон, еду и прочие потребности. Именно трудоголизм сподвиг изобрести вермишель быстрого приготовления, которую можно запарить и съесть не покидая рабочего места.

Вместе с тем концерны уже не гарантируют своим сотрудникам занятость до глубокой старости. Практика оптового найма молодых работников со школьной скамьи приводит к высокой конкуренции. Люди среднего возраста, имеющие многолетний опыт и достаточно высокую зарплату, оказываются под угрозой увольнения. Последние вынуждены соглашаться на пониженную оплату своего труда. Знания и умения обесцениваются. Проповедуется принцип: «Успех – это 5% таланта и 95% усердия».

Отличительные черты кароси

Как отличить кароси от других причин, провоцирующих кончину? Действительно ли сотрудник умер на работе вследствие занятости во внеурочное время или его подвело больное сердце? К основным особенностям смерти от переработки относят:

Массовость. Если за станком обнаружено одно мёртвое тело – это случайность. Если из окон офиса за год выпало около десятка клерков – это тревожный сигнал.

Самоубийства. Стресс, моральное истощение, физическое утомление приводят к неблагоприятным психологическим последствиям. Человек не видит иного выхода, как свести счёты с жизнью.

Третирования со стороны начальства. Необходимость соответствовать высоким стандартам, постоянные придирки руководства, уничижение, издевательства и прочие негативные факторы дестабилизируют рабочую обстановку.

Молодой возраст. В группе риска находятся люди 20-40 лет. Они стремятся достичь многого и потому им ещё невдомёк, что возможности человеческие ограничены.

Женщины. Подавляющее большинство летальных исходов происходит среди представительниц прекрасного пола.

Возможно, вам будет интересно:

16 июля 2017