Христианские кладбища Кракова
Краков - древняя столица, а ныне – второй по населенности и первый по туристической привлекательности город Польши. Польша в целом широко известна высокой долей практикующих католиков (около 87%), что делает её страной с самым большим католическим населением в центральной Европе. Также она известна своими многочисленными религиозными сооружениями, и Краков в этом плане бьет рекорды: в нем насчитывается 39 костёлов и 25 монастырей. Это отчасти связано с тем, что после раздела Польши Краков оказался под властью единственного католического захватчика – Австро-Венгрии. Та на протяжении последовавшей сотни лет пыталась всячески купить лояльность поляков через активное строительство религиозных сооружений.
Как в былые времена, так и сейчас, Краков является местом паломничества, и если в XIX веке в древней столице собирались патриоты, мечтавшие о воссоединении Польши, на тот момент разорванной на части Пруссией, Австрией и Россией, то сегодня здесь собираются, чтобы почтить память тех, кто пал в многочисленных войнах за независимость. В этом городе находятся памятники жертвам Волынской и Катынской трагедий. Как и сам город, его кладбища отличаются древней и богатой историей: мы расскажем о трех наиболее известных из числа христианских некрополей Кракова.
Раковицкое кладбище
Основанное в 1803 году, Раковицкое кладбище находится на одноименной улице, относится к числу памятников культуры Малопольского воеводства. Здесь нашли своё последнее пристанище многие представители польской интеллигенции, а также военные деятели. Одной из его особенностей является то, что здесь располагаются и памятники жертвам коммунизма, и памятники советским солдатам-освободителям, и могилы солдат Вермахта, и могилы красноармейцев, умерших в польском плену во время войны 1919–1921 – одним словом, по надгробиям Раковицкого кладбища вполне можно изучать основные события турбулентной польской истории XX века.
Не уникальная, но все же необычная для многих стран особенность: расклеенные оповещения об отпевании и похоронах того или иного человека.
Кладбище имеет четкую планировку: по большей части оно разрезано на ровные прямоугольные участки, разделенные мощеными дорожками. Здесь, как и на многих католических кладбищах, много скульптурных композиций. В них преобладают, разумеется, библейские темы, вроде изображений Христа или Богоматери, однако можно найти и необычные совмещения с египетской тематикой: тут есть и сфинксы, и обелиски, и даже пирамиды.
Интересной особенностью кладбища также можно назвать то, что здесь большая часть могил принадлежит семьям, а не отдельным людям: на многих склепах высеченными в камне буквами значится «гробница семьи такой-то», а далее идут таблички с именами конкретных усопших. Растительности на Раковицком кладбище довольно много, однако из-за своей «квадратно-гнездовой» планировки оно ощущается именно как озелененное кладбище, а не как парк – в отличие, например, от кладбищ Будапешта. Однако и здесь присутствует «зеленый» вариант надгробия: в его верхнюю часть высаживается растение, которое очень быстро захватывает своими побегами могильный камень и близлежащий участок земли – вероятно, некоторые предпочитают озеленить могилу родственника намеренно и упорядоченно, нежели позволить диким растениям сделать это без спроса.
Колумбарии на Раковицком также имеются, однако их совсем немного: сказывается непопулярность кремации в Польше. Здесь для урн выделено всего несколько небольших помещений, в то время как в соседних странах под них порой выделяют всю кладбищенскую ограду.
Воинское кладбище № 388
Воинское кладбище находится вплотную к Раковицкому и сообщается с ним. Некогда оно было его частью, однако сто лет назад оказалось отделено специально для воинских захоронений. С точки зрения планировки оно идентично Раковицкому, однако сразу бросается в глаза то, что почти все надгробия здесь довольно невысокие. Это дает возможность видеть далеко во все стороны, что совершенно невозможно на Раковицком кладбище с его склепами, статуями и пирамидами разных форм и размеров. Здесь же, по очевидным причинам, семейных склепов нет, а потому воинское кладбище очень сильно визуально отличается от Раковицкого. Также здесь имеются скульптурные портреты – вещь, встречающаяся на католических кладбищах куда реже, чем стандартные скульптурные зарисовки на библейскую тематику. Изредка можно встретить цветные мозаики, но в общем и целом в плане красочности и живописности воинской кладбище сильно отличается от Раковицкого: здесь явно преобладают серые цвета, а также незамысловатые геометрические формы.
На этом кладбище находятся мемориалы жертвам Волынской резни, а также памятник 79 краковчанам, казненным нацистами в районе Домбье. Большую же часть кладбища занимают могилы солдат. Хоронить военнослужащих здесь начали еще в Первую Мировую, для чего и было организовано кладбище. Церемонии продолжаются и по сей день: на воинском кладбище № 388 порой можно встретить траурные процессии длиной в сто-двести человек – в настоящее время (2019) небольшой польской воинский контингент принимает участие в афганской и иракской операциях.
Озеленение здесь еще более упорядоченное: все деревья и кустарники растут ровными рядами, газонная трава коротко пострижена, и даже сами могилы не особо зарастают: за ними явно следят сотрудники кладбища.
Сальваторское кладбище
Первоначально основанное в 1865 в качестве приходского, Сальваторское кладбище находится на Аллее Джорджа Вашингтона в районе Сальватор, по дороге к кургану Костюшко. Необычное для польского города название улицы было дано в 1932 году в честь двухсотлетия первого американского президента, и оно, на самом деле, было выбрано отнюдь не случайно. Тадеуш Костюшко, генералиссимус армии Речи Посполитой, руководитель польского восстания 1794 года, был национальным героем не только Польши, но и США, потому что сражался в войне за независимость Соединенных Штатов вместе с Джорджем Вашингтоном. Расположение данного кладбища делает его наиболее популярным у туристов, однако отнюдь не в последнюю очередь дело, конечно, еще и в его “обитателях”, а также в изощренных памятниках, посвященных им.
Сальваторское кладбище в целом известно как место упокоения всякого рода знаменитостей: в частности, здесь ныне лежит Анджей Вайда, а также знаменитый фантаст Станислав Лем. Отчасти ввиду этого, этот некрополь отличается большим разнообразием форм и тем надгробий. К другим достопримечательностям Сальваторского кладбища относятся часовня Всех Святых, Часовня Святого Иосифа (возведенная в 1888 усилиями монахинь-норбертанок) и памятник жертвам коммунизма.
Несмотря на точно такую же планировку и такой же подход к озеленению, Сальваторское кладбище выглядит заметно иначе, чем то же Раковицкое: здесь районы ровно высаженных и подстриженных деревьев и кустарников чередуются с весьма беспорядочно заросшими участками, по которым уже нельзя понять, насколько преднамеренным является их озеленение.