Кладбища и похороны глазами субкультур XXI века
Исторически кладбища, да и любые места погребения людей – это места печали и скорби. Туда приходят помолиться, помянуть умерших, или, в страшном случае, чтобы осквернить и разрушить чьи-то могилы. Тем удивительнее было лет 10-15 назад слышать о том, что какая-то молодежь гуляет по кладбищам и проводит там свое время просто так, в беседах и развлечениях. Конечно же, такие новости вызывали много вопросов у старшего поколения. Ответом эти вопросы было слово «субкультура» - некоторые молодежные культурные течения так романтизировали кладбищенские территории, что привлекли к ним множество юношей и девушек, желающих приятно провести время. О тех субкультурах, которые привлекают к некрополям повышенное внимание молодежи, и о том, почему такое внимание не опасно для кладбищ, расскажет вам эта статья.
Кладбища как место размышлений
Пожалуй, одним из основных факторов, который так сильно привлекал молодых людей к тем или иным субкультурам – это возможность выделиться из общей массы сверстников, попытку показать свою уникальность. Готическое направление субкультуры берет свое начало с концов 1970-х годов в Великобритании. Для людей, причисляющих себя к данной субкультуре характерны необычные мрачные образы, а также интерес к мрачным жанрам музыки, фильмов, юмора и литературы. Так как, по большей части, на формирование данной субкультуры имели большое влияние конкретные произведения киноиндустрии и литературы, то и немаловажная роль отводится вампирской тематике, что уже дает понять о близкой взаимосвязи данной субкультуры с загробной тематикой, кладбищами, смертью и философскому взгляду на жизнь.
Как и в любой субкультуре, для готического направления характерно наличие определенного места сбора для совместного, тематического времяпровождения. Чаще всего это различные клубы, готические магазины, парки, заброшенные здания и кладбища. Заимствуя элементы декаданской эстетики люди, причисляющие себя к данной субкультуре, стремятся как можно больше добавить элементов в свои интересы и увлечения, затрагивающих смерть, посещение различных руин, кладбищ.
Стоит отметить, что данные увлечения не имеют прямого отношения к желанию покинуть этот мир, а лишь являются частью философии о скоротечности жизни. Пребывание готов на кладбищах всегда было мирным и уважительным: они искали себе среду для размышлений, а не место для каких-то разрушительных занятий. Хотя, конечно, несмотря на то, что по большей части представители данной субкультуры являются вполне мирными и интеллектуальными людьми, встречались и исключения. В некоторых крупных городах России существуют группы, которые пытаются внедрить в норму поведения субкультуры непристойное поведение, в частности – вандализм на кладбищах. Вероятно, именно из-за такого «опошления» готической культуры у более старшего, консервативного, поколения сложилось мнение о поголовной неадекватности представителей рассматриваемой субкультуры. Но основное направление готической субкультуры крайне интровертно. Интерес готов к мистике, оккультизму и кладбищам является определенной формой социального протеста, но этот протест скорее позитивно направлен на некрополи и могилы: известны случаи того, как готические сообщества молодежи занимались благоустройством кладбищенской территории, чтобы им было комфортнее проводить там время. Однако, надо отметить, сам факт желания проводить досуга на среди мертвецов все-таки вызывает осуждение у окружающих.
Кладбище как место переживаний
Эта субкультура имела большую скандальную, популярность в первом десятилетии XXI века, но стремительно оона обрела популярность у молодежи, так же быстро пришел и ее упадок. Скорее всего, одной из причин столь быстрого падения интереса к данной субкультуре было сильное общественное порицание не только со стороны массы, но также и со стороны остальных молодежных субкультур. Отличительной чертой данной субкультуры является излишняя романтизация глубоких личностных переживаний. Было отмечено что представителям эмо-культуры присуща склонность к суицидальным мыслям и действиям. Именно этот факт, скорее всего, и привел к резко негативно-отрицательной реакции общества. Из-за отдаленного сходства с готами в романтизации смерти, преобладанию черных оттенков в стиле одежды и мрачному настрою, не стоит сопоставлять эти культуры между собой так как они имеют множество глобальных различий и таким сравнением можно невольно оскорбить представителей обеих культур.
Отличительными чертами внешнего образа эмо являются многочисленный пирсинг на лице и теле, крашенные волосы и длинная, рваная челка которая чаще всего закрывает половину лица, многочисленные значки и черно-розовые элементы одежды. Так как данное течение вызвало интерес у достаточно юного поколения, которое изо всех сил пыталось привлечь внимание окружающих, а также справиться со своими проблемами, то привело это к тому что помимо вызывающего внешнего вида у детей-подростков, также появились и странности в поведении. Нередкие, хоть и незначительные, акты причинения вреда собственному здоровью, посещение странных мест в столь юном возрасте, таких как кладбища, клубы и заброшенные здания или долгострои.
Однако хотелось бы отметить, что интерес к местам захоронения у эмо-подростков значительно отличается от интереса вышеупомянутых готов. Философия этого влечения отличается, в первую очередь кардинально другим эмоциональным восприятием. Как уже было отмечено ранее – готы не являются субкультурой где суицидальные наклонности являются поголовным явлением и их увлеченность темой смерти носит, по большей степени, лишь философский характер. Для представителей эмо-культуры склонность к суициду является буквально «визитной карточкой», да и в принципе ответ на вопрос, почему их философия такова кроется в названии самой субкультуры, ведь эмо – эмоциональны и как большинство подростков нередко страдают юношеским максимализмом и излишней инфантильностью. Эти факторы, в совокупности с настроениями и тенденциями субкультуры порой приводят к очень печальным последствиям.
Кладбища как место досуга
Субкультура, возникшая в Англии 1960-х годах на основе музыкальных групп, исполнявших в стиле панк-рок, носила скорее «хулиганский» характер и это было обусловлено все той же потребностью молодежи выделиться. Хочется отметить, что это было скорее противовесом той консервативной культуре и обычаям, что царили в Великобритании в эту эпоху. Нередко в идеологию панков проникают такие понятия, как нигилизм, анархизм, социализм и антикапитализм. Как и представители вышеперечисленных культур, панки окрашивают волосы в яркие и неестественные цвета и делают прическу уже давно ставшей «визитной карточкой» всей субкультуры – ирокез.
Занимая положение изгоев, панки оказались продолжением кризиса, возникшего в то время. Отличительными чертами внешнего вида панков стали одежда и аксессуары определенных фасонов – преобладали изделия из кожи с обилием металлических цепей и шипов. Армейская обувь, доработанная металлическими вставками и агрессивной подошвой и кожаная куртка-косуха – эти предметы одежды уже давно ассоциируются у нас с представителями именно этого молодежного движения. Представители данной субкультуры женского пола чаще всего носили черные кожаные мини-юбки совмещая их с каблуками-стилетами и нередко использовались элементы фетишизма и садомазохизма. Благодаря идеологии того, что они являются «потерянным поколением» мира, который нельзя изменить к лучшему, сама жизнь не имеет смысла и перспективы на «светлое будущее» также отсутствуют их идеология была сформулирована фразой: «плевать, что думаю другие, я делаю то что хочу здесь и сейчас».
В отличие от представленных ранее в этой статье субкультур, панки скорее не вносили идеологию кладбищ и смерти в свою субкультуру, но ярко отражали это в своем творчестве и стилистических оформлениях и скорее иронично глумились над смертью в тексах своих песен, нежели задавались какими-то глубокими философскими вопросами и размышлениями о смерти и уж тем более не стремились к рефлексии в отношении этой темы. Пожалуй, ирония состоит в том, что несмотря на идеологию разрушения в своей субкультуре, в сравнении с остальными панки, пожалуй, остаются самыми консервативными в отношении мест захоронения и у представителей данной субкультуры никогда не было целью расхищение кладбищ ни в каких целях.