Копченые мумии Ангу

1486
Время прочтения статьи - 8 минут 40 секунд

Говоря о мумиях, мы, что логично, прежде всего думаем о Древнем Египте, потому что именно о древнеегипетских забальзамированных мумиях нам с детства рассказывает и школа, и поп-культура. Однако мумифицирование покойных – отнюдь не уникальная для Древнего Египта практика. Многие народы на каком-то этапе своего развития также делали из своих мертвых мумий – порой другими способами и по другим причинам, нежели египтяне. Одним из таких народов является племя Ангу, живущее в Новой Гвинее. Важно понимать, что регион Океании в целом и Новая Гвинея в частности характеризуются огромным разнообразием этносов и религий, столетиями проживающих бок о бок, но при этом сохраняющих культурную идентичность. Особенностью культурной идентичности Ангу до определенного момента в их истории являлась мумификация мертвых посредством копчения.

Начало ХХ века

Первым исследователем племени Ангу (самоназвание которых – Кукакука) был британец Чарльз Хиггинсон. Проведя среди этого народа некоторое время, Хиггинсон в 1907 году написал книгу, в которой предоставил некоторые ценные сведения, однако вместе с тем, как выяснили более поздние исследователи, многое приукрасил (например, кровожадность и воинственность Ангу), а что-то, вероятно, и просто выдумал. Так или иначе, он первым засвидетельствовал как факт, что Ангу не хоронят мертвых под землю, но вместо этого мумифицируют их следующим способом: сперва труп сушат над костром, чтобы испарить из него лишнюю влагу, которая в противном случае быстро приведет к гниению тела (египтяне добивались иссушения тела с помощью солей и специй). Затем кожа мертвеца надрезается и в неё вставляются бамбуковые трости, с помощью которых телу придается некоторое определенное положение, которое должно сохраняться в дальнейшем. После этого тело месяц или более сохло, а когда высыхало, его красили охрой или красной глиной и уносили на горный утес, где помещали в компанию таких же мертвецов. Таким образом, неподалеку от поселений Ангу располагаются города мертвых, где «живут» их предки и наблюдают за потомками с высоты. В таком виде знание о необычайных погребальных ритуалах Ангу дошло до нас со слов Хиггинсона.

Середина ХХ века

Книга Хиггинсона, как и планировалось, привлекла интерес других исследователей, которые, прибыв на Новую Гвинею уже после Второй Мировой, обнаружили, что их коллега-первопроходец, осознанно или нет, но допустил ряд неточностей. В частности, не нашли никаких подтверждений его слова о том, что Ангу якобы собирают влагу, стекающую с сушащихся мумий, чтобы потом втирать её в свою кожу «для получения силы усопшего» или чтобы использовать её в кулинарных целях – это, по всей видимости, было либо фантазией Хиггинсона, либо результатом недопонимания при общении с местными и обсуждении тех или иных ритуалов. Так или иначе, Хиггинсон оказался правдив в главном: города мертвых действительно существовали, хотя к 1940-м оказались преимущественно заброшены – если Ангу когда-то и совершали паломничества к ним, то с тех пор уже давно перестали. Причина тому была проста: со времен Хиггинсона христианские миссионеры посетили множество местных племен и успешно крестили некоторые из них, в том числе и Ангу, отчего те забросили множество своих древних традиций – включая и мумификацию. Долгое время считалось, что города мертвых не пополнялись с 1949 года и уже никогда не пополнятся. Тем не менее, местные власти всегда осознавали историческую и туристическую ценность этих некрополей, а потому позаботились о том, чтобы они по возможности сохранились.

Города мертвых Ангу сегодня

На сегодня одним из наиболее доступным для туристов и ученых некрополей Ангу является некрополь возле деревни Ангепенга. Чтобы добраться до него требуется немалая целеустремленность, которая найдется далеко не у каждого туриста. Местный город мертвых, как считается, представляет собой типичный образчик такового. Когда-то их в этой местности было великое множество, однако сегодня дороги к большинству из них попросту позабыты. Так или иначе, некрополь Ангепенги позволяет делать по меньшей мере какие-то выводы об устройстве типичного города мертвых Ангу. Мертвецы здесь в разных позах, имитирующих естественные прижизненные, усажены на бамбуковые помосты, а некоторые свернуты калачиком в специальных больших корзинах. Мумии из разных некрополей, согласно имеющимся данным, время от времени отвозят в ближайшие деревни для реставрации. Есть все основания полагать, что через несколько лет эти памятники самобытной культуры Ангу будут утрачены: достаточно одной мощной бури, способной вызвать оползень, и все мумии окажутся уничтожены – ведь их некрополи, как правило, располагаются просто на склоне горы, без оград, стен и без каких-либо сооружений, укрепляющих склон и препятствующих его обрушению. Что также немаловажно, из-за удаленности некрополей от цивилизации вблизи них никто не живет и их никто не охраняет, а это значит, что чисто теоретически любой некрополь в любой момент может быть уничтожен единственным нерадивым туристом или хулиганом, пожелавшим скандальной славы. При этом необходимо учитывать, что на сегодняшний день в Интернете можно найти несколько компаний, предлагающих туры по некрополям Ангу. Цены варьируются в диапазоне 3,000–4,000 долларов США с человека (однако в них входит проживание, транспортировка по острову и т.д.).

Основной проблемой для современных исследователей, работающих с племенами этого региона, является то, что уже кажется невозможным выяснить исторические корни обычая мумификации Ангу и этапы развития этой практики. Одни информанты утверждают, что практика мумификации зародилась как раз только в начале ХХ века. Другие утверждают, что она существовала с незапамятных времен. Одни говорят, что тела мертвых не сушили над костром, как то описывал Хиггинсон, а засаливали – как и в Древнем Египте, другие утверждают, что Хиггинсон был прав. Также остается неясным, где именно и как сушили мертвецов: есть свидетельства, что это делалось над обычным костром, но есть свидетельства, указывающие на существование особых «домов духов», специализированных именно для копчения тел умерших.

Так или иначе, по состоянию на 2019 год журналистам и ученым удалось выяснить несколько ранее неизвестных фактов о мумификации у народу Ангу. Во-первых, она все еще существует, хотя и производится вдали от посторонних глаз и ушей. Во-вторых, в ходе обряда из будущей мумии извлекаются внутренние органы - точно так же, как это делалось в Древнем Египте. В-третьих, в течение всего процесса мастера-мумификаторы должны оставаться рядом с телом и не позволить его органам или жидкостям пасть на землю –считается, что это может её отравить и осквернить. И, наконец, наиболее интересным фактом о мумификации является то, что самым главным в процессе подготовки тела Ангу считают сохранить его лицо. Согласно древним верованиям Ангу, по ночам духи мертвых покидают тела и отправляются бродить по округе, а днем возвращаются обратно. Но чтобы вернуться, им необходимо узнать принадлежащее им тело в лицо. Таким образом, если лицо окажется повреждено, то дух будет обречен вечно бродить по миру неприкаянным.

31 октября 2019
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок