Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян

Славянские боги дошли до наших дней совсем в других образах.

Славяне верили в перерождение души. После смерти, согласно верованиям, души мертвых из мира Яви отправлялись в Навь (загробный мир), где царствовал Кощей бессмертный. В Навь вел Калинов мост, охраняемый трехглавым змеем, где обычно и происходили сражения добрых сил со злыми, которые пытаются попасть из загробного мира в мир людей.

Души могли перерождаться как в людей, так и в животных, а также оставаться в загробном мире. Считалось, что души умерших родственников возвращаются благодаря рождению внуков и правнуков. Поэтому если род прерывался, то душам не остается ничего другого, кроме как переродиться в растение или животное.

Ключевыми героями, связанными со смертью, были колдун Кощей и богиня Морана (Мара, Морена). За перерождение душ отвечала богиня Карна, а за оплакивание умерших – Желя.

Морана

Морана в первую очередь богиня смерти, зимы, ночи. Согласно верованиям, она безраздельно властвовала над миром живых зимой. Ее имя созвучно с такими словами, как «мор», «мрак», «морочить». Богиня, согласно верованиям, была стройной, красивой и бледной девушкой с черными волосами.

Ее изображают с серпом. По легенде она любила ткать, причем ткала она нитями судьбы людей. Обрезая нить серпом, она забирала жизнь. Морана не считалась темной богиней, ведь смерть несла за собой перерождение, как за зимой идет весна.

Сестрами Мораны были богиня жизни Жива и богиня весны Леля. По легендам, Морана какое-то время была замужем за Кощеем бессмертным, а также дружила с колдуньей Ягой.

Славяне верили, что по земле ходят прислужники Мораны, злые духи болезней – мары. Под окнами домов эти духи шептали имена домочадцев, а того, кто откликался, ждала смерть.

У богини не было собственного святилища, его создавали в случае, если у богини нужно было попросить окончания войны или болезни. После обряда идол Мораны сжигали или топили.

Почитали Морану 1 марта, в Навий день. Тогда родственники умерших приносили на курганы еду и предметы обихода, сделанные своими руками, а также совершали поминальные обряды. До наших дней Морана дошла в образе Масленицы - именно ее чучело сжигают в конце зимы, чтобы приветствовать приход весны. К этому дню относится пословица «вздел Ярило (бог весны и солнца) зиму на вилы».

Кощей

Образ Кощея дошел до современности благодаря сказкам, где он предстает исключительно как злой персонаж. Кощей изображался как костлявый старик, похищающий молодых и красивых девушек в свой дворец.

Славяне считали, что Кощей – это повелитель Нави и все обитающие в подземном царстве существа полностью ему подчиняются. Ему также приписывали мудрость и отличное владение мечом. Доспехи Кощея же заговорила сама Морана.

По одной из версий, Кощей был сыном Чернобога – воплощения всего разрушительного и злого в этом мире. По другой версии, Кощей и был Чернобогом. Чернобог – противоположность Белобога, между ними постоянное противостояние. Эти два начала можно сравнить с тьмой и светом, инь и ян.

Несмотря на свое прозвище, Кощей все же смертен. Только смерть его была глубоко спрятана: она заключалась, как мы с детства знаем из сказок, в игле, которая находилась в яйце, спрятанном в утке, а та была в зайце, закрытом в железном сундуке под дубом на острове в море-океане.

Карна и Желя

Дочери Мораны и Кощея были покровительницами умерших и утешительницами родственников усопших. Обе богини сопровождают души по загробному миру и к ним обращаются родственники усопших во время поминовения. Считалось, что если воин умирал вдали от родных, то первым его оплакивали именно эти богини.

Если Карна была воплощение предназначения человека, то Желя – рока. Карна помогала людям выполнять их предназначение, определенное им судьбой. Считается, что Карна – богиня перерождений и цикличности мира: именно она решает, где и когда заново возродится душа.

Возможно, вам будет интересно:

30 января 2019