Могильные плиты вне кладбищ: искусство и стройматериалы

1083
Время прочтения статьи - 11 минут 10 секунд

Суть могильных камней, как и надгробий вообще – быть долговечным, а в идеале вечным напоминанием об умершем человеке. Поэтому их делают массивными, и используют для них материалы с большим сроком службы – металл или камень. Увы, не всегда способность могильных плит пережить века оказывается благом. Как бы страшно это ни звучало, но порой разрушенные или заброшенные кладбища становятся для людей источником строительных материалов - иногда от сильной нужды, иногда по незнанию, а иногда по идейным соображениям люди берут обработанный камень надгробий для своих построек и сооружений.

Мы наш, мы новый мир построим

Советские годы характеризовались изменениями многих сторон жизни - в желании построить новый прекрасный мир страна смело рвала свои связи с прошлым, и в частности, активно рекультивировала кладбища. Захоронения людей, многие из которых были противны власти большевиков, уничтожались, а камень, как ценный строительный материал, шел в дело: использовался при постройке дорог, зданий и метрополитена. Часто надгробия использовали в строительстве, оставляя надписи с внутренней стороны камня, иногда надписи сбивали полностью, но порой ошибка строителей или течение времени приводили к тому, что первоначальное предназначение каменного блока становилось очевидно всем. Порой такие надгробные плиты, вмурованные в сооружения, видны по сей день, а иногда их обнаруживают рабочие при ремонте.

Например, необычный бордюр с элементом могильной плиты находится в Москве на Новой Басманной улице. Найти его очень просто - рядом с ним находится церковь Петра и Павла в Новой Басманной слободе. Когда-то при храме было кладбище, но в ХХ веке его ликвидировали, а надгробиям дали "новую жизнь" всего в нескольких метрах от места прежнего расположения.. Обычно камни клали надписями вниз, а этот по неизвестной причине стал исключением. Говорят, сейчас священники церкви оставили его как память о тех временах, не очень понятных некоторыми своими действиями. Кстати, если пройтись по улице дальше, можно увидеть и другие могильные плиты, тоже ставшие бордюрами, но надписей на них больше нигде нет.

Бывает, что используются не одиночные камни, а целые сооружения из бывших надгробий. Во время работ по благоустройству на Берсеневской набережной у Московского государственного театра эстрады рабочие обнаружили, что ограждение дороги почти полностью состоит из разбитых могильных плит. При реконструкции набережной из дороги были изъяты обломки старого гранита с характерными надписями: на них хорошо различимы слова «родилась» и «скончалась», а также сами даты рождения и смерти. На одной из демонтированных плит сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что она была установлена в XVIII веке.

А вот в Санкт-Петербургеа набережной реки Карповки, стоит целый дом, в основе которого использовались каменные плиты надгробий. Дом был построен в 30-е как элитное жилье для работников советской культуры, и долгое время никто не догадывался, что плиты пандуса принесены с разрушенных в те же годы кладбищ Петроградской стороны. При ремонте дома в начале XXIвека на одной из плит удалось прочесть: "Максим Уваров, год рождения 1777", а другая плита сообщала, что купец Флор Васильев прожил с 1801 по 1834 год. Поскольку дом имеет номер 13, народная молва поспешила связать такой мрачный фундамент строения с различными нехорошими историями, которыми дом, якобы, был богат. Согласно городским легендам, начиная с 40-х вплоть до 80-х он был лидирующим в городе по количеству самоубийств, семейных конфликтов и случаев помешательства.

В районе Большой Полянки кусок надгробной плиты как элемент бордюра обнаружили дорожные рабочие в 2005 году. Вырезан был по шаблону бордюра в незапамятные годы, и на плите после ее очистки легко прочиталась фамилия покойного – Сапелкин, дата смерти 12 февраля 1864 года, и надпись о том, что он скончался на 64-м году жизни. Плита была по меркам XIX века дорогая, доступная не каждому, и историки, посмотрев архивы, предположили, что плита эта была взята с могилы Сапелкина Владимира Андреевича — известного купца-старообрядца, жившего в центре Москвы 1800-1864 годах.

В Санкт-Петербурге на улице Большая Конюшенная, в ту пору, когда она еще была улицей Желябова, был широкий бордюр из красного камня вдоль бульвара посреди улицы. Долгое время камни лежали спокойно, но однажды при ремонте плиты подняли - а они могильные. Пришлось городским властям убирать их, а улицу обустраивать заново. Историки говорят, что это были надгробные плиты с кладбищ, разрушенных в наводнение 1924 года.

На самом деле, таких случаев по стране во много раз больше: можно увидеть в Солигорске плиту с бывшего еврейского кладбища в фундаменте детского садика, на проспекте Александра Невского в Петрозаводске из надгробных плит выполнена часть ограждения дороги, в одном из зданий Манежной площади Москвы плитами с кладбища выможен целый подвал, а в Самаре при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года вообще обнаружили, что в дорогу была вмонтирована часть надгробия знаменитого комдива Щорса. Кладбища в советской истории реконструировались и сносились регулярно, а на практику повторного использования могильных камней никто не смотрел с осуждением.

Времена древние, но истории обычные

По правде говоря, нельзя приписывать именно большевикам авторство идеи пускать могильные камни на переработку. Кладбища, бывало, закрывались и во времена Российской Империи - особенно, когда города росли, земля становилась дорогой и территорию кладбища присматривавшие за ним люди были не прочь продать подороже. В этих ситуация с надгробиями тоже не слишком церемонились, особенно в тех случаях, когда за могилой уже никто не ухаживал. так что использование намогильных плит как строительного материала - явление нередкое для Москвы и Подмосковья XVII‒XVIII веков. Например, из белокаменных надгробий в скиту Воскресенского Новоиерусалимского монастыря сделано покрытие пола.

Однако, по-настоящему уникальный и памятный образце использования могильных плит как стройматериала в стародавние времена находится на Русском Севере. На территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника целая площадка возле Успенского собора, Трапезной палаты и церкви Кирилла Белозерского вымощена надгробными плитами. Мощение было сделано в конце XVIII века, и многие камни на этой дорожке до сих пор хранят имена монахов, которые жили ранее в Кирилло-Белозерском монастыре. Дело в том, что монастырь на рубеже XVIII‒XIX веков переживал не лучшие времена и братия решила использовать дешевый камень от надгробий, зараставший травой. В тоже время освободилась часть надгробных плит после строительства в 1780-х годах нового здания церкви Кирилла, который по размерам значительно превзошёл первоначальную постройку: здание накрыло собой захоронения, расположенные у алтаря и южной стены церкви, поэтому надгробия с них были сняты. Что интересно, выкладка камней на площадь имела особую систему. Так, пять надгробий с могил настоятелей монастыря располагались на одном из самых почетных участков ‒ проходе между южной стеной Успенского собора и церковью Архангела Гавриила.

Память наших дней

К сожалению, не только в прошлом встречаются такие неоднозначные поступки, как использование надгробий в качестве стройматериала. Даже в наши дни строители допускают подобное: например, в торговом центре Усть-Каменогорска пол покрыли фрагментами надгробных памятников. По сети в 2020 году широко разошлись фотографии ТЦ "Алем", где на одном из этажей при создании мозаичного пола из резаной плитки были использованы обломки памятников с портретами усопших.

Впрочем, представители комплекса поспешили заверить возмущенную публику, что это не реальные надгробия и даже не брак с производства памятных плит, а разбитые тестовые плитки для художников гравёров. На таких каменных плитах, идентичных настоящим надгробиям, ученики граверов отрабатывают свои навыки, на них тестируют новые станки или новые режимы гравировки. Чаще всего это колотые или битые камни, с огрехами полировки или откровенно плохой фактурой камня - ни памятной, ни художественной ценности они не представляют. Но вот ошибку с размещением осколков таких плит рисунками кверху руководство ТЦ "Алем" признало и принесло свои извинения, пообещав разобраться с невнимательными строителями.

А вот в Москве, недалеко от метро "Октябрьская" в 1-м Спасоналивковском переулке рядом с домой 17к1 с относительно недавних пор расположена очень странная ограда. Верх её не представляет никакого интереса, а вот грубые белые камни, из которых сложен низ, явно выглядят как часть чего-то очень старого и величественного. На камнях нет надписей или, тем более, изображений людей, но ряд исследователей предполагают, что строители использовали для этого забора осколки надгробий с кладбища Преображенского храма в Наливках, бывшего в этом месте с середины XVIII века по середину XX. В настоящее время ведется дискуссия о том, не следует ли перестроить ограду, а камни направить в краеведческий музей. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры и Мосгорнаследие должны в ближайшее время провести экспертизу на предмет происхождения этих камней и определить их возможную историческую ценность.

14 мая 2021
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок