Могилы знаменитостей на Миусском кладбище
Миусское кладбище
Миусское кладбище располагается на севере столицы, а его площадь составляет около шести гектаров. История Миусского кладбища восходит к эпидемии чумы 1771 года, когда в Российской империи в целом и в Москве в частности было основано сразу множество многих кладбищ. Миусское кладбище было создано за Камер-Коллежским валом, близ места Миусы, которое и дало название кладбищу. Первоначально Миусское кладбище служило для захоронений купцов, ремесленников и прочих членов мещанского сословия. С основания кладбища на нем существовала небольшая деревянная церковь, однако в 1823 её заменили на каменную церковь Веры, Надежды, Любови и Софии, выполненную по проекту архитектора А. Ф. Элькинского - построена она была на деньги частного мецената, купца И. П. Кожевникова. Несколькими годами позже церковь расширили, пристроив к ней приделы Знамения и Митрофания Воронежского - опять же, на деньги частного мецената - на средства гвардии прапорщицы А. А. Нероновой. Наконец, в 1912 церковь расширилась до своего нынешнего состояния: к ней были пристроены северо-западный и юго-западный углы, построена колокольня и богадельня. Фактический адрес кладбища сегодня - ул. Сущёвский Вал, владение 19. Как можно понять, хотя Миусское кладбище существовало довольно долго, на нём не слишком много ярких исторических личностей - отчасти виной тому тот факт, что вплоть до революции оно не предназначалось для погребения дворян. Таким образом, все знаменитости Миусского кладбища - это знаменитости уже советской и, позже, российской эпохи. Им и будет посвящен наш материал.
Кир Булычев
Кир Булычев - один из известнейших советских писателей-фантастов. Его настоящее имя - И́горь Все́володович Може́йко, а “Кир Булычев” - это один из его многочисленных псевдонимов. По окончании института иностранных языков имени Мориса Тореза в 1957, Игорь Можейко пошел в аспирантуру, защитил диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме», несколько лет работал в Бирме, был значимым для своего времени специалистом по бирманской истории. С 1965 Можейко, который и раньше пробовал себя в литературном творчестве, начал писать научную фантастику уже системно: его первым фантастическим рассказом стал «Долг гостеприимства», который был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим же бирманским псевдонимом Можейко пользовался еще несколько раз в будущем. Тем не менее, славу он обрел уже под псевдонимом Кира Булычева - под этим же именем выходили экранизации его произведений, этим же именем его преимущественно называют по сей день. Всего было экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977). В 1980-х пятисерийный кинофильм «Гостья из будущего», снятый по произведениям Булычева, становится одним из самых популярных и, как показало время, он остается одним из самых известных советских фантастических фильмов по сей день. За свою творческую карьеру булычев стал лауреатом множество национальных и международных литературных премий.
Последние несколько лет жизни Игорь Можейко страдал от онкологии. Наконец, 5 сентября 2003 года он скончался, находясь в институте им. Н. В. Склифосовского. Ему было 68 лет. Могила писателя на 2 участке Миусского кладбища располагается на небольшом участке, где Можейко разделил последнее пристанище с еще тремя людьми. По левую руку находятся два чернокаменных надгробия: под одним из них лежат родственники Булычева со стороны жены - Сошинские Клавдия Матвеевна и Алексей павлович, а под другим - его мать, Мария Михайловна Булычёва. Третья надгробие - серая каменная стела - принадлежит самому писателю. На её лицевой стороне выгравирован курсивом его псевдоним - Кир Булычев, а ниже - печатными буквами - выгравировано его настоящее имя и даты жизни.
Александр Татарский
Александр Михайлович Татарский - знаменитый советский и российский режиссер-мультипликатор. Он начал заниматься созданием анимационных фильмов в 1968, работая на студии «Киевнаучфильм», где проделал огромный карьерный путь от заливщика до режиссера-аниматора. В 1980 татарский переехал в столицу и - уже в качестве режиссера - устроился на работу в мультипликационную студию Т/О «Экран». В течение нескольких последующих лет татарский и его коллеги создали такие произведения, как «Пластилиновая ворона» (1981), «Падал прошлогодний снег», «Обратная сторона Луны», «Следствие ведут Колобки» и многие другие, широко известные по сей день. В 1988 Татарские и несколько его коллег создали Московскую студию «Пилот», которая стала самой первой независимой киностудией в Советском Союзе. Примечателен такой факт биографии Татарского: поскольку на момент развала СССР он был одним из самых известных режиссеров-мультипликаторов, он первый получил приглашение о переезде и трудоустройстве в США. Татарский отказался, но согласились многие его коллеги - это Татарский считал подлинной катастрофой для российской мультипликации. Оставшись в России, Татарский продолжал работать по специальности. В течение нескольких лет его заставка к передаче «Спокойной ночи, малыши» вошла в книгу рекордов Гиннесса – по числу выходов в эфир, а многие фразы из мультфильма «Падал прошлогодний снег» были разобраны на цитаты, которые используются по сей день.
Александр Татарский скончался летом 2007 года. Он был погребен на 7 участке Миусского кладбища. Его могильный участок украшают два природных камня неправильной формы - выщербленные и поросшие мхом, расположенные посреди клумбы с гранитным цоколем. К большему из двух камней приставлен фотопортрет Татарского в рамке, табличка с посланием от родственников, а также несколько других небольших символических предметов.
Галина Щербакова
Галина Николаевна Щербакова - известная советская и российская писательница. Она родилась в Украинской ССР, в Щербинке Донецкой области. По окончании педагогического института в Челябинске некоторое время работала учительницей русского языка и литературы, затем 12 лет проработала в печатной прессе, а после решила попробовать себя в писательском ремесле. В 1979 первое опубликованное ей произведение - романтическая повесть «Вам и не снилось» в журнале «Юность» - принесло ей огромную славу. В течение следующих лет Щербакова издала еще много популярных книг, в числе наиболее известных из которых находятся "Анатомия развода", "Дверь в чужую жизнь", "Мандариновый год", "Женщины в игре без правил" и т.д. Щербакова также писала киносценарии: в частности, к таким кинофильмам, как "Карантин", "Личное дело судьи Ивановой", "Пусть я умру, господи...".
Галина Щербакова умерла 23 марта 2010 года в возрасте 77 лет. Её захоронение находится на 7 участке Миусского кладбища и представляет собой гранитный цоколь с клумбой, в углу которой располагается гранитное надгробие. На тумбе надгробия нанесена гравировка с именем и датами жизни писательницы, а на стеле располагается фотоколлаж с её прижизненными изображениями и подписью “Галина Щербакова, единственная, неповторимая”. У лицевой стороны мемориала высажены белые цветы.