Молитва об умирающем человеке

4838
Время прочтения статьи - 16 минут 50 секунд

Христианство – как и все другие мировые религии – провозглашает, что как в человеке совмещены телесное и духовное начала, так жизнь его делится на мирскую и вечную, духовную. Когда первая завершается, его бытие продолжается в ином мире. Душа возносится на небеса, где ей у подножия Божьего трона предстоит ответить за каждое доброе дело и проступок, совершенные на земле. Понимая, насколько важно перейти финальный порог с чистой совестью, церковь сопровождает умирающего на этом непростом пути, помогая ему принять конец и обрести спасение в Боге. Таинство причащения дает человеку соприкоснуться с Христом и избавиться от мирских забот. Исповедь предоставляет шанс раскаяться в грехах и получить божественное прощение. Соборование исцеляет душу и снимает с нее вес забытых прегрешений.

Когда же душа христианина уже готова покинуть его тело, над ним положено прочитать предсмертное чинопоследование – «Канон при разлучении души от тела» лучше известный как отходная. Этот обряд призван подготовить умирающего христианина к неминуемому концу и обеспечить ему молитвенное заступничество на Божьем суде.

Что такое отходная молитва?

Отходное чинопоследование – это молитва об умирающем человеке, которая направлена на то, чтобы укрепить дух верующего пред грядущими мытарствами и помочь обрести покой. Свое название он получил по первым строкам: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Именно по этим строчка он известен среди богословов. Его текст в своих трудах изложил греческий святитель Андрей Критский.

Во время этого чина священник берет на себя роль представителя находящегося в агонии верующего перед Богом. От его лица он возносит хвалу Троице и Святой Богоматери. Он кается в грехах и молит о защите души от мытарств и адского огня, просит освободить ее от земных уз и клятв. После молитвы за умирающего он уже от себя обращается к Богородице, повторяя прошение о заступничестве.

В основе этого обряда лежат несколько важных христианских текстов, в том числе: «Слово об исходе души и Страшном Суде» святителя Кирилла Александрийского, рассказ о подвигах преподобной Феодоры Александрийской, а также притча о Лазаре и богатее, приведенная в Евангелии от Луки. Они вводят такое понятие как «воздушные мытарства». Так называют 20 опасных проверок веры, ожидающих усопших на пути к Божьему престолу. На этой дороге душу ожидают бесы, и, если ее прегрешения перевешивают добрые дела, они утаскивают ее в преисподнюю. Если же добрых дел больше или поровну, ангелы сопровождают душу дальше – пока она не преодолеет все препятствия и не предстанет перед Божьим Престолом на Малом суде.

Зачем читать отходную?

Большинство людей вне зависимости от убеждений боятся смерти, хотя стараются об этом не думать. Это естественно. Для живого существа характерно чувства страха за свою жизнь, потому что его основная задача — выживать. Этот инстинкт заставляет человека всеми силами бороться за выживание, какой бы безнадежной ситуация ни казалась – что порой заставляет тело проявлять невероятные чудеса силы и выносливости. Он же способствует тому, что человек до конца не может смириться с неизбежностью собственного конца. Осознание приближающейся смерти вызывает в умирающем множество сложных эмоций. Отрицание, паника, гнев, депрессия – справиться с этими чувствами нелегко, особенно если рядом нет человека, близкого по духу человека и готового помочь.

В такой ситуации верующие обретают утешение в религии. Священники, духовные наставники, братья и сестры во Христе могут дать умирающему необходимую ему заботу, помочь ему завершить земные труду и подготовиться к встрече с Господом. В этом и состоит назначение молитвы перед смертью у христиан за умирающего. Отходная укрепит душу православного человека накануне грядущих испытаний и принесет ему эмоциональный покой, в котором тот так отчаянно нуждается.

Когда следует начинать читать отходную молитву?

Чтение отходной начинают сразу после того, как на лике больного появятся первые признаки неизбежной гибели. В этот момент хорошо, чтобы рядом с больным находился священник. Стоя у смертного одра мирянина, он через свое присутствие дарует тому не только свое заступничество, но всей Церкви, совершит полное отходное чинопоследование в строгом соответствии с православным уставом, а также все необходимые посмертные обряды. Близость к духовному лицу таким образом помогает умирающему отпустить тревогу за свою судьбу и справиться с чувством одиночества перед наступающей кончиной.

Если же возможности обратиться к помощи духовника нет, совершить молитву об умирающем могут члены его семьи. В таких случаях в предсмертном молении возгласы заменяют на обращение к Иисусу (Иисусова молитва) – и песнопений, традиционно читаемых священником.

Как правильно читать отходную?

При приближении смерти у икон, установленных рядом со смертным одром человека, следует зажечь свечу или лампадку. Подойдя к кровати, священник подносит к его лицу крест для поцелуя и затем кладет этот крест на видное умирающему место. Вид этого символа призван напомнить тому – и всем присутствующим – о спасительных страданиях и искупительной жертве Христа, помогая смириться с неизбежностью смерти и задуматься вечном. После духовник должен спросить, не держит ли тот обиды на кого-либо и не забыл ли он исповедаться в грехах.

Совершение чинопоследования о разлучении души от тел» традиционно начинают с провозглашения «Благословен Бог наш, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь». За ним следуют молитвы «Отче наш», «Господи, помилуй» и «Придите, поклонимся...», причем две последние читаются двенадцать и три раза соответственно. После прочтения 50-го псалма переходят к самому канону. Завершается чин словами молитвы «Достойно есть» и «Последование по исходе души от тела».

Если верующий скончался до того, как присутствующие успели завершить молитву, ее все равно необходимо довести до конца и после добавить «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».

Молитвы об умирающем – текст

Молитва, которую следует читать при приближении кончины человека, состоит из 9 песен, основанных на коротких молитвенных восхвалениях Троицы и Богоматери. Перед каждым тропарем за исключением первого (ирмос) в песне рефрен «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед двумя последними обращениями читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В первой песне чтец выступает от лица человека, находящегося на пороге смерти. Он рассказывает об охватившем больного ужасе от неминуемой кончины: «Содержит ныне душу мою страх велик, трепет неисповедим и болезнен есть, внегда изыти ей от телесе, Пречистая, юже утеши». Свое обращение он продолжает в третьей песне, рассказывая о лукавых демонах, желающих завладеть душой умирающего: «Обыдоша мя мысленнии рыкающе скимны, и ищут восхитити и растерзати мя горце, ихже зубы, Чистая, и челюсти сокруши и спаси мя».

Четвертая песнь включает мольбу, обращенную к Иисусу Христу и Богоматери. Он должна позволить душе умирающего вознестись на небо, минуя мытарства: «Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли». Затем он просит заступиться за себя святых ангелов «Вшедше, святии мои Ангели, предстаните судищу Христову, колене свои мысленнии преклоньше, плачевне возопийте Ему: помилуй, Творче всех, дело рук Твоих, Блаже, и не отрини его».

В шестой песни рассказчик описывает, что душа уже почти умершего человека начинает отделяться от тела («Растерзаеми соузы, раздираеми закони естественнаго сгущения, и составления всего телеснаго, нужду нестерпимую и тесноту сотворяют ми») и молит Богоматерь спасти его от видений бесов и послать ангелом, чтобы те принесли его прямо в небесные чертоги. Он описывает свой страх перед предстоящим путем в седьмой песне, сокрушаясь о том, что его жизнь прошла в суете, и раскаиваясь в своих грехах: «Се вси дние мои исчезоша воистинну в суете, якоже пишется, и лета моя со тщанием, сети же смертныя воистинну и горькия предвариша мою душу, яже мя обдержат».

Восьмая и девятая песни повторяют вышеперечисленные мотивы. Через уста совершающего молитву умирающий выражает страх перед своей встречей с Всевышним («О, како узрю Невидимаго; како ужасное оно претерплю видение? Како дерзну отверсти очи? Како моего Владыку смею видети, Егоже не престаях от юности огорчевая присно?») и вновь молит Деву Мария о заступничестве перед ним на малом суде. Канон чинопоследования заканчивается еще одним восхвалением Бога, Христа и Богородицы.

Если обряд проводит священнослужитель, то по окончанию он уже от своего лица произносит «молитву иерея, глаголемую на исход души». В ней батюшка славит Всевышнего и просит Его освободить новопреставшегося от уз, привязывающих того к бренному миру, и простить того за все совершенные при жизни прегрешения: «Ей, человеколюбивый Господи, повели, да отпустится от уз плотских и греховных, и приими в мир душу раба Твоего сего (имярек), и покой ю в вечных обителех со святыми Твоими, благодатию Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Мирянам произносить ее не разрешается. После окончания иерейского богослужения священник начинает читать первые посмертные молитвы.

Можно ли молиться об умирающем на расстоянии?

Произносить отходную лучше у постели умирающего. Таким образом близкие могут разделить с человеком его последние моменты и дать ему обрести покой перед смертью. Однако это не всегда возможно. Умирающий может находиться в больнице, в другом городе или даже заграницей.

В такой ситуации священники разрешают совершать молитву об умирающем и дома. В последние моменты перед смертью душа особенно нуждается в заступничестве, поэтому долг родных – молить Всевышнего о ее спасении. Господь слышит все молитвы, произнесенные от чистого сердца, а душа будет признательна родным за заступничество вне зависимости от обстоятельств.

Можно ли молиться об умирающем своими словами?

Человеку не обязательно знать наизусть молитвенник, чтобы обратиться к Всевышнему – недаром первым из спасенных Иисусом Христом людей стал Добрый разбойник, покаявшийся перед ним на Голгофе. Когда другой бандит, распятый на горе, стал хулить Спасителя и его веру, прозванный Благоразумный злодей проговорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Он не был крещен и, вероятно, мало знал о христианской вере, но его раскаяние и вера была искренними. Поэтому, когда он попросил Христа помянуть его перед Господом Богом, Спаситель обещал ему, что тот войдет вместе с ним в рай.

Священники учат, что правильно молиться своими словами следует следующим образом. Сперва нужно восславить Бога и поблагодарить его за все блага в своей жизни, затем – попросить прощения за свои грехи. Только после этого стоит просить Его о помощи. Если молитва об умирающем идет от сердца – Господь ее обязательно услышит.

Можно ли помолиться о некрещеном умирающем?

Хотя немало убежденных атеистов обретают веру на смертном одре, многие люди до конца отрицают любые религиозные учения. Никто не может заставить неверующего уверовать в Бога, но это не значит, что молитвы о спасении их душ напрасны. Следует до самого конца молиться, чтобы Всевышний вразумил такого человека и направил его на путь истинный. Для таких случаев подойдут молитвы «Об Обращении заблудших» из одноименного пения, «О возвращении заблудших в лоно Церкви» или «Об укреплении в Православной вере и единстве» праведного Иоанна Кронштадского.

Даже если он уйдет из жизни безбожником, Господь примет во внимание заступничество его родных при решении его дальнейшей судьбы.

Вопросы и ответы

Что делать если человек долго страдает?

Смертельная болезнь может растянуться на долгие годы, обрекая на ужасные страдания умирающего, и его близких. В таком случае разрешается помолиться Господу об избавлении больного от мук агонии. Соответствующее молитвословие называется «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Он совершается, как и отходная, но помимо 50-го псалма после трехкратного повторения «Приидите, поклонимся...» читают еще псалмы 69 и 142.

Какие еще молитвы можно читать перед смертью за умирающего?

Помимо отходного чина церковь советует родственникам умирающего ежедневно читать утренние и вечерние молитвы и псалтырь. Среди других текстов называют канон к Пресвятой Богородице, Откровении святого Иоанна Богослова, письмо святителя Феофана Затворника к умирающей сестре или отрывки из «Слова о смерти» святителя Игнатия. Уместно будет произнести любимые псалмы и молитвословия смертельно больного человека – это напомнит ему о вере и принесет покой.

Как молиться умирающему человеку?

В ожидании кончины верующему человеку надлежит и самому молиться за спасение своей души. Молитвы умирающих перед смертью могут быть самыми разнообразными. Обычно для этого берут уже упомянутую предсмертную молитву Парфения Киевского, обращение к Святой великомученице Варваре или Псалом 38.

Похоронная служба Ritual.ru глубоко соболезнует вашей потере и предлагает профессиональную помощь в организации траурных мероприятий по православному обряду. Мы поможем выбрать достойный гроб, надгробный крест, венки, ленты и другие погребальные аксессуары, провести отпевание и подготовиться к поминкам. Проконсультироваться по любым интересующим вас вопросам вы можете по телефону круглосуточной городской информационной службы +7 (495) 100-3-100.


20 декабря 2022
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок