Мощи Серафима Саровского

1636
Время прочтения статьи - 7 минут 10 секунд

В середине 40-х годов ХХ века Российской Церкви начали возвращать мощи святых, изъятые в разгар ожесточённой антирелигиозной кампании, развёрнутой советской властью в послереволюционный период. Были возвращены церкви мощи Сергия Радонежского и ряда других святых, но не Серафима Саровского, который был и остаётся особо почитаемым православным святым. Его мощи вновь появились в Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области лишь в 1991 году, перед завершением истории Советского Союза.

Серафим Саровский

Прохор Исидорович Мошнин, прославившийся впоследствии как Серафим Саровский, родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье, и умер в 1833, в Сарове. В Саровском монастыре он, как желающий получить монашеское звание, принимает в 1778 году послушание монастырского работника и в 1786 становится монахом с новым именем Серафим.

С 1794 года он уединяется вдали от монастыря, в лесной избушке и пребывает там до 1810 года. Всё это время Серафим проводит время в молитвах, не меняя одежды и подкрепляясь лишь травой снытью и тем, что вырастет на огороде. Всё больше людей посещают его, ширится молва о чудесном отшельнике. Некоторые рассказывают, что видели, как к Серафиму приходил медведь и другие лесные звери, которых он кормил с рук.

По возвращении в монастырь он уходит в затвор, то есть постоянное молитвенное уединение на пятнадцать лет. В последующие годы к нему идёт и простой люд, и знать с просьбами помочь и вразумить, и в России продолжала крепнуть и распространяться вера в Серафима Саровского, как целителя и провидца. В это время он становится одним из покровителей монастырской общины в селе Дивеево, ставшей впоследствии Серафимо-Дивеевским монастырём.

После кончины старца массы паломников ежегодно устремлялись в Саров и окрестности, в места, которые народная память связывала с деяниями и чудесами батюшки Серафима. Было составлено и опубликовано житие старца, пересказывались и печатались воспоминания о нём. В 1903 году церковная власть Российской империи решает причислить Серафима Саровского к лику святых и открыть его мощи.   

Мощи

Старец был похоронен в сделанном им самим дубовом гробу-колоде. При открытии гроба обнаружили сохранившийся скелет, истлевшие одеяния, медный крест и другие предметы. Мощи были перенесены в раку в виде надгробия из эстонского мрамора желтовато-серого цвета, украшенного резьбой без шлифовки и позолоты в соответствии с аскетизмом и простотой, которые были присущи при жизни Святому Серафиму. Торжественное действо совершалось при огромном стечении паломников, в присутствии императорской четы и других высокопоставленных особ.

После революции в Советской России в ряду прочих антицерковных акций вели борьбу с почитанием мощей. В конце 1920 года вскрыли раку с мощами и актировали её содержимое. После этого рака была оставлена для всеобщего обозрения в открытом виде под опечатанной стеклянной крышкой. Ввиду последовавших массовых возмущений верующих раку с мощами через несколько месяцев закрыли мраморной крышкой. Весной 1927 Саровский монастырь закрыли, а мощи вывезли и через некоторое время передали в московский Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ). В военное время в здании этого музея размещалось общежитие бойцов противовоздушной обороны, а его экспонаты были где-то складированы.

В 1946 году верующие обращаются к властям с просьбой о передаче Русской православной церкви мощей Серафима Саровского. Возможно, решение было бы положительным, но тогда Саров с прилегающей территорией стал на несколько десятилетий засекреченным атомным объектом, отделённым от страны колючей проволокой и строжайшим пропускным режимом. Он исчезает с карты страны и в секретной переписке появляется лишь под псевдонимами: Шатки-1, Кремлёв, Арзамас-75, Арзамас-16. То есть власти считали тогда совершенно нежелательным привлечение какого бы то ни было внимания к Сарову и, соответственно, к Серафиму Саровскому. И мощи переправляются из запасников московского музея в ленинградский Музей истории религии, размещавшийся тогда в Казанском соборе.

В послевоенный и последующий периоды работа с множеством артефактов ленинградского музея велась достаточно бессистемно. Объекты появлялись в экспозициях, перемещались в запасники, складировались случайным образом. Был момент, когда предлагалось все мощи отправить в крематорий, но до реализации этой идеи дело не дошло.

В декабре 1990 при разборе экспонатов, находившихся в запасниках, случайно обнаружились мощи Серафима Саровского. Специальная комиссия провела обследование и подтвердила подлинность находки. В начале 1991 года мощи торжественно перенесли в Троицкий собор Александро-Невской лавры. 1 августа 1991 года после совершения крестного хода и благодарственного молебна раку с мощами установили на вечное упокоение в возрождённом Серафимо-Дивеевском монастыре. В результате сбылось предвидение Серафима Саровского об окончательном упокоении в Дивееве.

Паломники

Массовые паломничества в Саров начались ещё XIX веке. Вывоз мощей из Сарова в 1927 году специально проводился весной, когда из-за распутицы приток паломников практически прекращался. Значительные сложности с прибывающими паломниками возникали у властей, когда Саров был засекречен и доступ в него стал практически невозможен.

И теперь ежегодно тысячи паломников прибывают в Дивеево, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского и посетить связанные с его именем местные святыни. Особенно многолюдно здесь каждый год на 1 августа, в день торжеств в честь обретения мощей святого. Даже в 2020 году несмотря на противоэпидемичесские меры из-за COVID-19 в этот день здесь состоялись торжественные богослужения при участии многочисленных верующих. Для тех, кто не смог приехать велась онлайн-трансляция празднества.

А Саров по-прежнему остаётся закрытым городом физиков-ядерщиков, которые считают теперь Серафима Саровского своим покровителем.

9 ноября 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок