Мумии Чинчорро
Когда мы говорим про мумии, первое что всплывает в голове – это роскошные египетские гробницы с золотыми саркофагами и забинтованными телами древних фараонов. Хотя самые известные мумии в мире безусловно принадлежат египтянам, искусственная мумификация не является их изобретением – еще за несколько тысячелетий до них своих мертвецов к вечной жизни как на земле, так и на том свете стали готовить племена Чинчорро. Кем были эти древние обитатели Южной Америки?
Кто такие Чинчорро?
Племена южноамериканских индейцев Чинчорро обитали на прибрежных окраинах пустыни Атакама, протянувшейся вдоль тихоокеанского побережья южного Перу и северного Чили, в период с IX по III тысячелетия до н.э. Благодаря холодному Перуанскому течению береговые воды этого засушливого региона чрезвычайно богаты рыбой и морепродуктами, что привлекло сюда древнего человека. Археологические данные указывают на то, что предки Чинчорро вероятно были рыболовами, которые пришли в Атакаму из Перу в поисках нетронутых охотничьих угодий. Преимущественно они селились у моря и в устьях рек, где у них был постоянный доступ к источнику пищи и свежей воде, но впоследствии стали также осваивать речные долины и оазисы, понемногу продвигаясь вглубь материка.
Чинчорро были умелыми рыбаками: в их арсенале имелись костяные гарпуны, крючки из раковин и шипов кактуса, лески и сети из растительных волокон, каменные грузила и деревянные копьеметалки. Хотя рыба и моллюски являлись основой их рациона, анализ найденных костей показывает, что в диету чинчорро также, хоть в меньшем объеме, входило мясо гуанако и оленей, обитающих в речных долинах, а также плоды мескитового дерева. Они жили небольшими сообществами по 30-50 человек, о чем свидетельствуют часто находящиеся рядом со поселениями коллективные захоронения.
Как нашли древние мумии в Чили?
Звание первооткрывателя мумий чинчорро принадлежит немецкому археологу Максу Уле, одному из крупнейших специалистов по южноамериканской археологии. В 1917 году во время раскопок у холма Морро-де Арика близ одноименного чилийского города он наткнулся на несколько захоронений с мумиями ранее неизвестной культуры: одно находилось у подножия холма, второе – двумя километрами севернее, на пляже Чинчорро. Древних мумификаторов Уле назвал Арикскими аборигенами, однако это название за ними не закрепилось. Сегодня в научном сообществе для обозначения этой культуры используют слово «Чинчорро» в честь места, где было обнаружено первое погребение. В переводе с испанского оно означает «рыболовную сеть» или «плот», что как нельзя лучше подходит для цивилизации искусных рыболовов.
В 1965 году с помощью радиоуглеродного анализа археолог Лаутаро Нунез смог точно определить возраст найденной в окрестностях Писагуа-Вьехо мумии. Она принадлежала мужчине, скончавшемуся в 3270 году до н.э.. Это поразило ученых, предполагавших до этого, что культура Чинчорро существовала не более 2000 тысяч лет назад. Однако настоящий шок ждал научное сообщество в 1984, когда экспедиция Верджилио Скьяпакассе и Ганса Нимейра обнаружила в долине реки Камаронес 5 искусственных и 18 натуральных мумий, датированных 5,050 годом до н.э. На сегодняшний день это старейшие в мире образцы намеренно мумифицированных тел.
В чем особенности?
Зачем древние люди старались сохранить тела умерших? В Египте мумификация была знаком статуса, уделом фараонов, жрецов и знатных сановников. Но Чинчорро с одинаковым старанием обрабатывали и украшали умерших вне зависимости от их положения, пола или возраста. Они использовали глину, тростник и цветные пигменты, чтобы превратить труп в настоящее произведение искусства, которое демонстрировало их любовь к покойному и отражало представления о загробном мире.
Ученые выделяют четыре типа искусственных мумий чинчорро: черные, красные и покрытые грязью. Эта классификация была разработана Уле на основе образцов, обнаруженных в Арике, и впоследствии дополнена с учетом более поздних находок. Мумии в «черном» и «красном» стилях представляли собой сложные реконструкции человеческого тела с вылепленными из глины лицами, париками из настоящих волос и искусно раскрашенными масками. Впоследствии техника мумификации стала упрощаться, и к концу существования культуры мертвецов часто оставляли естественным образом высушиваться, после чего обмазывали толстым слоем глины, раскрашивали и сразу хоронили.
Как мумифицировали в древности?
Мумификация может происходить естественным образом. В раскаленном песке вода быстро испаряется из тел, процессы разложения замедляются, а тело как бы консервируется в одном состоянии. Эти процессы были знакомы чинчорро еще задолго до того, как они научились их воспроизводить – об этом, например, свидетельствует найденная в 1993 году и датированная 7020г. до н.э. естественная мумия человека из Ачи, завернутая в саван, сплетенный из растительных волокон. Она была раскопана неподалеку от небольшого поселения Чинчорро к югу от Арики вместе с другими сохраненными телами. Вероятно, что древние чилийцы оставляли умерших мумифицироваться в пустыне, после чего приносили обратно в поселение, чтобы похоронить.
Рассмотрим 2 техники:
- Черные мумии (V – III тысячелетия до н.э.) В ранних захоронениях чинчорро преобладает черная техника мумификации. Бальзамировщики снимали с тела умершего кожу и скальп, затем расчленяли его и хоронили останки в болотистой местности, чтобы ускорить процесс разложения. Примерно через неделю труп эксгумировали и с помощью каменных скребков счищали с костей оставшиеся мягкие ткани, мышцы и органы. Кости высушивались на солнце, после чего чинчорро принимались за реконструкцию тела. На подстилке выкладывали скелет, кости укрепляли деревянными жердями и побегами тростника, а затем перевязывали сплетенными из растительных волокон веревками. Полученную протомумию покрывали слоями серой глины, снова придавая ей человеческий облик. На еще сырую глиняную поверхность крепили лоскуты кожи и шкур морских котиков, на голову надевали короткий парик, а лицо закрывали глиняной маской с маленькими прорезями на месте глаз, ноздрей и рта. В качестве завершающего штриха на мумию густым слоем наносили черно-синюю марганцевую краску из собранного на пляже истолченного песка. Готовую мумию хранили в поселении, периодически обновляя краску и восстанавливая поврежденные части. Рядом с умершим оставляли небольшой набор орудий и инструментов. Любопытно, что погребальный инвентарь в мужских и женских захоронениях Чинчорро практически не отличается: как в мужских, так и женских, и даже некоторых детских могилах были обнаружены гарпуны, копьеметалки, рыболовные снасти и разного типа кремниевые скребки.
- Красные мумии (2500 – 2000 лет до н.э.) В середине III тысячелетия до н.э. черную технику мумификации сменила красная. Красные мумии чинчорро демонстрируют большое мастерство бальзамировщиков и удивительные для этой эпохи знания человеческой анатомии. Тело больше не расчленяли – вместо этого на животе, плечах, промежности, коленях и щиколотках делали небольшие разрезы, через которые из трупа вынимали основные органы и части мускулов. Останки затем сушили с использованием горячего пепла или углей. Под кожу вдоль рук, ног и позвоночника вставляли длинные деревянные прутья, а образовавшиеся пустоты набивали смесью земли, травы, шерсти гуанако и перьев, после чего разрезы сшивали. На голову надевали длинный парик из человеческих волос, закрепив его пастой из черного марганца. Этой же пастой подводили черты лица. Затем остальное тело покрывали красной охрой.
Хотя древние египтяне не были первыми, кто начал мумифицировать умерших, они обладают первенством в том, что касается бальзамирования: в отличие от Чинчорро, которые очищали кости от большей части или вообще всех мягких тканей, и затем реконструировали тело из глины, египетские бальзамировщики удаляли только внутренности и мозг, полагаясь на различные ароматические вещества, пахучие смолы и растворы натриевых солей для остановки разложения.
Где хранятся экспонаты?
Крупнейшая коллекция мумий Чинчорро располагается в музее Сан-Мигель-де-Асапа при университете Тарапаки в окрестностях города Арика. Музей был открыт в 1957 году и посвящен археологическим культурам северного Чили. Культуре Чинчорро отведено отдельное помещение. Из 120 мумий, находящихся в распоряжении музея, только четыре выставлены в качестве экспонатов – остальные хранятся в специальных стеклянных боксах на складе, оборудованном системой контроля температуры и влажности для защиты тел от разрушающего воздействия окружающей среды. Кроме самих мумий на выставке представлены многочисленные образцы орудий, снастей и украшений древнечилийских мумификаторов.Вопросы и ответы
Сколько всего мумий Чинчорро обнаружено на сегодняшний день?
С 1917 года археологи раскопали 282 мумии.
Какие еще народы, кроме египтян и чинчорро, практиковали мумификацию?
Обычай мумификации в разные времена был распространен среди инка, ацтеков, коренных народов Австралии и Океании.
Зачем сегодня бальзамировать умерших?
Бальзамирование останавливает процессы разложения, препятствует появлению пятен на теле усопшего и сохраняет его прижизненный облик. Благодаря этой процедуре перед погребением можно в последний раз посмотреть на лицо любимому человеку и попрощаться. Кроме того бальзамирование обязательно, когда тело необходимо транспортировать для захоронения в другой город или страну.
Специализированная городская служба по вопросам похоронного дела Ritual.ru организует похороны и мемориальные мероприятия в соответствии с вашим бюджетом и пожеланиями. Получить консультацию и вызвать ритуального агента вы можете по телефону +7 (495) 100-3-100 . Наш кол-центр работает круглосуточно.