Некрополь Троице-Сергиевой Лавры

1640
Время прочтения статьи - 6 минут 30 секунд

Троице-Сергиева лавра была основана в 1342 году молодым монахом Варфоломеем из Радонежа, принявшим постриг под именем Сергий. До этого он скромно жил в пустынном месте, в маленькой келье-землянке: ловил рыбу, был бортником (собирал мёд диких пчёл), питался дарами природы — орехами, кореньями, грибами, ягодой. В общем, жил свято, и люди потянулись к нему. Жили, как и он, в землянках. Объединившись, построили маленькую церковь с обителью — будущим мужским монастырём, в 1744 году получившим статус лавры. Братия выбрала себе начальника, которым стал Сергий Радонежский — бессменный игумен монастыря до самой смерти. Игумен прославился своими добродетелями, скромностью, преданностью вере и Богу, а также многочисленными чудесами. То ли они и вправду совершались, то ли приписывались народной молвой, но в истории он остался святым, наделённым чудодейственной силой. Монахи монастыря жили по уставу общежития, от своих трудов, сами себя кормили, а не просили подаяние, как это было раньше. Монастырь разрастался, монахов становилось всё больше. Здесь они жили, здесь и умирали. При монастыре образовалось большое кладбище, одно из самых старинных на московской земле.

Первые захоронения в некрополе Троице-Сергиевой лавры

На монастырском кладбище хоронили сначала монахов обители. 25 сентября 1392 года умер Сергий Радонежский, почитаемый всеми игумен Троице-Сергиева монастыря. Он завещал похоронить себя на монастырском кладбище вместе со всей братией. Это пожелание огорчило обитателей монастыря, и они испросили разрешение у митрополита Киприана похоронить игумена в церкви, что и было сделано. В 1422 году Сергия Радонежского причислили к лику святых. В настоящее время его мощи хранятся в серебряной позолоченной раке в белокаменном Троицком соборе, возведённом на месте старой деревянной церкви, где был похоронен один из самых любимых и почитаемых святых православного мира. В 1428 году рядом с Сергием Радонежским был похоронен его любимый ученик Преподобный Никон — второй игумен монастыря, много сделавший для его развития.  

Монастырское кладбище — место захоронения знатных людей

Само монастырское кладбище стало престижным местом для захоронения представителей знатных княжеских и боярских родов. Известны случаи своеобразного «бронирования» участка для будущей могилы. Это отражено документально, например, в завещаниях князей Хвростинина, Ростовского, Ирины Басмановой и других. Богатые и знатные старались попасть после смерти поближе к Троицкому собору, к мощам великого святого.

Покоятся на монастырском погосте простые монахи обители и священнослужители высшего звена: знаменитый богослов Максим Грек, московские, новгородские, рязанские митрополиты, архиепископы, архимандриты, известный иконописец Евстафий Головкин. Головкин прожил в монастыре 30 лет, был келарем (в монастырской иерархии второе лицо после игумена, заведовал всей хозяйственной жизнью монастыря).

На территории лавры, вблизи от Успенского собора захоронены останки царя Бориса Годунова, его жены, сына Фёдора и дочери Ксении. Прах царя Бориса долгое время не мог найти постоянного пристанища. Его недруги при жизни старались помучить его и после смерти: гроб с телом неоднократно переносился с места на место, как и останки его близких. Только через год недолго правивший царь Василий Шуйский повелел захоронить останки Бориса Годунова и его семьи вблизи Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре.

Находки археологов на территории Троице-Сергиевой лавры    

Со дня основания Троице-Сергиевой лавры прошло почти 700 лет. За это время лавра пережила несколько пожаров, нашествие татар, попытки поляков захватить её — и выстояла. Она перестраивалась, возводились новые соборы, часовни, хозяйственные постройки. В прошлом веке, при очередных строительных работах возникла необходимость исследовать исторические напластования, образовавшиеся за несколько столетий. При археологических раскопках были обнаружены многочисленные каменные надгробия с надписями. Так, на одной из надгробных плит было обозначено имя умершего и год смерти — 1480. Это самое древнее надгробие, найденное на территории Московской области. Умерший Василий Беда известный историкам персонаж: в 1453 году он принёс в Москву весть о смерти князя Дмитрия Шемякина — заклятого врага московских князей. За эту благую весть был пожалован в дворцовые дьяки и записан в дворянское сословие. При раскопках были вскрыты монашеские захоронения, и обнаружилась интересная особенность похоронного ритуала. Головы монахов лежали на каменных «подушках»-кирпичах со специальной выемкой под голову. Каменное изголовье свидетельствовало об образе жизни монаха: аскетизме, терпении, праведности. Надписи на надгробьях часто являлись источниками новых знаний о жизни в Древней Руси, о занятиях усопших. Среди найденных надмогильных плит есть надгробия монастырских квасника, казначея, книгохранителя. Иногда к имени покойного прибавлялось название местности, откуда он родом: Антип Дмитровец (из Дмитрова), Мисаил Коломнятин (из Коломны), Ферапонт Вязметин (из Вязьмы) и т.д.    

Жизнь и смерть многих русских людей была связана с Троице-Сергиевой лаврой. Крупнейший мужской монастырь вместе с его первым игуменом Сергием Радонежским стал символом духовности, крепости православной веры, что послужило сплоченности русского народа в самые тяжёлые времена.

19 октября 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок