Необычные похороны в Гане
Гана – государство в Западной Африке, получившее независимость от Великобритании в 1957 году. На настоящий момент по многим параметрам она представляет собой типичную постколониальную страну, однако есть как минимум один аспект, который коренным образом отличает Гану от всех её соседей, да и вообще от всех остальных стран мира – её похоронные обычаи. Если прочитать о Гане обычную энциклопедическую статью, то вывод о наличии в ней каких бы то ни было необычайных погребальных обрядах, мягко говоря, не напрашивается. Номинально в Гане преимущественно христианское население (колониальное наследие, оставленное Великобританией), на первом месте по численности – протестанты-пятидесятники, на втором – католики. Но дело в том, что по сей день во многих областях жизни этой страны ключевую роль играет не вероисповедание, а древние местные традиции, которые, так уж вышло, весьма специфичны. Удивительно лишь то, каким образом за столь много лет колонизации один из ключевых аспектов религиозной жизни общества – похороны – остался неколонизированным.
Ганская семья и похороны
Согласно древним обычаям, после смерти человека судьбу его тела имеют право решать только родственники по родителям – его супруг(а), дети и любые родственники по этим линиям не имеют слова в вопросе будущего усопшего. Договариваться с мужем, женой, детьми или внуками насчет собственных похорон нет ни малейшего смысла: когда человек умрет, его родители, братья и т.д. лишат всех остальных права голоса и распорядятся телом на свое усмотрение. Однако исключение детей и супругов из числа тех, кто влияет на ход похорон, вовсе не означает, что между всеми остальными тут же установится единство и согласие. Споры о том, как, где и когда хоронить человека могут занимать месяцы, а иногда и по нескольку лет, особенно если к междоусобице подключаются кузены, дальние родственники, родственники, проживающие за рубежом, и т.д. Важно добавить, что это правило действует даже в том случае, если покойный со своей кровной семьей не общался последние 50 лет или даже не общался вообще: троюродный брат, которого усопший никогда не видел, будет иметь слово в организации похорон, а жена и дети усопшего – ни при каких условиях. Все это время тело будет ждать своего часа в морозильной камере морга.
Некоторые граждане Ганы справедливо полагают, что именно современные технологии, позволяющие хранить тело много месяцев, создают условия для продления и усугубления этих архаичных традиций – а вместе с ними и семейных конфликтов. Влияние этой традиции в Гане столь велико, что даже высокопоставленным лицам не удается уйти от её гнета. Согласно сообщениям ганской журналистки Элизабет Охене, в начале 2010-х годов глава верховного суда Ганы оставил подробные инструкции насчет своих похорон, однако его семья проигнорировала их и сделала все по-своему, по окончанию церемонии лишь уведомив президента страны о свершившихся похоронах и о том, что пожелания покойного учтены не были.
Главный плакальщик
Но что же именно решает семья покойного? Во-первых и в-главных, только члены семьи (сокращенной, без детей и супругов), решают, кто станет главным плакальщиком. Главный плакальщик – это не уникальная для Ганы должность, она встречается и в других странах, однако у ганского главного плакальщика есть ряд особенностей. Во-первых, это обязательно мужчина, исключений не бывает. Во-вторых, главный плакальщик совместно с семьей составляет некролог, который будет опубликован в газетах, и список приглашенных на похороны. Нужно понимать, что составление списка приглашенных в Гане – процесс очень сложный, ведь из-за одного лишнего гостя или, наоборот, одного недоприглашенного может разгореться большой скандал и внутрисемейная вражда может растянуться на долгие годы. В-третьих, главный плакальщик до известной степени выполняет роль распорядителя похорон: он определяет время, место, размах и формат мероприятия, а во время его проведения руководит всеми. В-четвертых, главный плакальщик определяет, кому достанется наследство покойного. Еще раз отметим, что ни в этот момент, ни при назначении главного плакальщика никак не учитывается ни мнение супруга, ни мнение детей, ни, в ряде случаев, даже мнение самого покойного.
Разумеется, за много столетий ганское общество изобрело обходной путь: распространен обычай своеобразного взяточничества: супруг(а) и дети усопшего могут предложить деньги и подарки родителям и другим кровным родственникам умершего, чтобы те позволили им взять похороны под свой контроль. Однако если так вышло, что вдова (вдовец) и дети были в дурных отношениях с родителями покойного, то у них мало того, что не выйдет повлиять на церемонию, так еще и придется терпеть унижения в процессе. Родители, братья и сестры умершего почти наверняка обвинят их в убийстве – и с помощью главного плакальщика посвятят значительную часть церемонии тому, чтобы выставить вдову (вдовца) и детей изуверами-живодерами. Разумеется, никакой легальной основы под этим нет: никто не попытается взаправду открыть уголовное дело.
Песни и пляски
Похороны в Гане – это, безусловно, повод скорбеть, однако сама церемония гораздо больше напоминает миниатюрный бразильский карнавал: тут есть и музыка, и изощренные украшения, и танцы, и конкурсы, отчего чисто по описанию они уже могут напоминать стандартную европейскую свадьбу, да и ценник соответствует: ганские похороны в среднем стоят по 15 000–20 000 долларов США – это гораздо дороже, чем похороны в Австрии, Германии или Швейцарии! В эту цены входят костюмы, украшения, еда на сотню гостей, дополнительные наемные плакальщики и плакальщицы, но самое главное – и это то, что в ганских похоронах является центральным и наиболее знаменитым элементом – это гроб.
Ганские гробы
Гроб в Гане - это настоящее художественное высказывание: о том, кем был покойный, где работал, каким социальным статусом обладал. Почти каждый гроб изготавливается на заказ и репрезентует профессию умершего либо его любимые предметы. У плотника будет гроб в форме молотка, у сапожника – в форме сапога или ботинка, а у человека, работавшего в аэропорту – в форме самолета. Гроб в форме рыбы не обязательно будет именно у рыбака - он может быть и у того, кто сильно любил есть рыбу или готовить блюда из неё. Выставленный в одном из музеев Шотландии ганский гроб в форме «Мерседеса» - знак высокого социального статуса умершего.
Даже в не самых дорогих и замысловатых гробах видно внимание к деталям и мелочам, стремление воспроизвести объект настолько подробно, насколько то позволяют время и бюджеты. На такую работу, безусловно, уходит много времени и денег: даже беглого взгляда на любой ганский гроб достаточно, чтобы понять, что они не просто в общих чертах повторяют форму и цвет репрезентуемого объекта, но зачастую воспроизводят его с большой точностью и изобретательностью. Гроб в форме кровати или гигантской бутылки, быть может, выглядит не настолько впечатляюще, но некоторые гробы в мельчайших деталях (хоть и в уменьшенном масштабе) воспроизводят, например, любимую модель машины покойного – причем качество исполнения столь высоко, что сторонний наблюдатель, рассматривая такой гроб в закрытом виде, может даже и не понять, что перед ним гроб в форме объекта, а не просто уменьшенная его модель.