Омовение тела умершего по мусульманской традиции
Согласно мусульманской традиции, омовение тела покойного является обязательным этапом подготовки умершего к погребению. Обычно его совершают те люди, кто занимается приготовлением его к захоронению – друзья, родственники, члены религиозной общины. Если же таковых поблизости нет, то оказать последнюю услугу умершему собрату по вере, омыв его тело, должен, согласно постановлениям ислама, любой мусульманин. Как правильно осуществить это, на что обратить внимание, что следует, а что не следует делать, совершая омовение умершего, расскажет вам эта статья.
Какова история традиции омовения?
Как гласит предание, когда один из мусульман, находясь на горе Арафа рядом с пророком Мухаммедом, упал с верблюда и, оказавшись под копытами животного, сильно пострадал, после чего скончался, пророк сказал: «Омойте его водою с сидром (имеются в виду благовония) и заверните в одежду его, которая будет использована в качестве савана». С тех пор каждый челок, умерший как правоверный мусульманин, должен быть омыт перед погребением особым образом.
Согласно установлениям ислама, омовение покойного – это особо важная традиция, так называемый обряд «фард кифая». Действия подобного статуса являеются обязательными для всех верующих, и при выполнении его кем-либо из них, обязанность снимается со всех. Но если оно никем из числа мусульман не совершено, то и грех, как считается, ложится на всех, проживающих в данной местности.
Кто должен заниматься омовением?
Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчинам следует омывать тела покойных мужчин, а женщинам – женщин. Преимущество при омовении тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними. Последовательность получается следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Хотя многое в исламе делается исходя из уважения к старшинству в роде, при омовении тела мужчины приоритет имеет религиозная грамотность, а не формальный возраст. При омовении тела женщины за дело могут взяться любые ее родственники.
Что касается выполнения обряда омовения кем-то из оставшихся в живых супругов, то этот вопрос является спорным для исламских богословов. По свидетельству сподвижников пророка Мухаммада, муж может омывать жену и наоборот, однако ученые одной из авторитетных богословско-правовых традиций - ханафитского мазхаба, говорят о непозволительности подобного.
Важно, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал точную последовательность ритуала и уважал бы умершего в достаточной мере, чтобы молчать впоследствии о тех или иных изъянах его тела, которые мог бы увидеть на нем во время омовения, и про которые при жизни покойный молчал. Согласно преданию, еще сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников», а сам пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его [изъяны], тому будет Божье прощение сорок раз».
Что любопытно, хорошее и положительное о внешнем состоянии покойного говорить другим можно и нужно. Пророк Мухаммад, как считается, призывал: «Упоминайте положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)».
Каковы должны быть условия проведения обряда омовения
Согласно мусульманской традиции, для человека, взявшегося совершать омовение покойного, важно соблюдать следующие условия:
-
не мыть покойного под открытым небом, а воспользоваться помещением;
-
никого не приглашать присутствовать при омовении, кроме помощника, если есть на то необходимость;
-
постараться наполнить помещение каким-либо благовонным запахом на время омовения;
-
не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;
-
не дотрагиваться до тела покойного, иначе как через тряпку. Также допускается надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;
-
полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омовения тела покойного.
Какова последовательность действия для правильного проведения омовения умершего по мусульманскому обряду?
-
Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело на доску.
-
По желанию, накрыть лицо умершего мусульманина полотенцем или каким-либо полотном.
-
Разместить покойного так, чтобы его ноги были направлены к Каабе, положить его на спину и слегка приподнять голову.
-
Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из прямой кишки. Обмыть место выхода нечистот.
-
Омыть те части тела, которые традиционно омываются при совершении «вуду» (малого омовения), за исключением полоскания рта и промывания носа, то есть лицо, уши, руки и ноги до щиколоток. Рот и нос лучше протереть мокрой тряпкой. Попадание воды внутрь тела умершего крайне нежелательно.
-
Каким-либо благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы.
-
Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела.
-
Повернуть на правый бок и также омыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать.
-
Снова положить на спину и облить его в третий раз.
-
Протереть тело сухим полотенцем, и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни.
-
Промыть места под ногтями рук и ног от остатков грязи. Ногти и волосы умершего стричь согласно мусульманской традиции нежелательно.
-
Разместить руки умершего вдоль его туловища и завернуть в погребальный саван.
Что делать, если нет возможности совершить полное омовение?
Правоверным мусульманам необходимо знать обязательный минимум (так называемый «фард») ритуала омовения тела покойного на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса. В этих обстоятельствах следует единожды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты.
Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. В случае когда тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают.
Важно! Исламские богословы всех масхабов сходятся в мысли, что омывающему человеку не обязательно самому исповедовать ислам. Важнее, чтобы ритуал вообще был проведен и был выполнен с уважением к умершему мусульманину и его вере.
Нужно ли мыть покойного в случае, когда сохранилась только часть тела: например, в результате авто- или авиакатастрофы?
Однозначного ответа на этот вопрос на сей день не существует. Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что если даже незначительная часть сохранилась, то необходимо ее омыть и совершить над нею погребальную молитву. Имам Абу Ханифа и имам Малик считали, что мытье тела покойного и совершение погребальной молитвы над ним происходит только при наличии большей части тела.
Если имеется меньше половины или, например, человеку ампутировали часть тела, то эта часть должна быть предана земле без омовения и без прочтения погребальной молитвы. Если тело покойного не имеет целостности, то лучше сшить его части. Когда какую-то часть пришить невозможно, то после омовения все части должны быть воедино завернуты в саван.
Как быть, когда совсем нет воды для омовения тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водой?
В такого рода случаях допускается совершение обряда таяммума – альтернативного омовению способа приобретения ритуальной чистоты без использования воды. Порядок совершения таяммума таков:
-
произнести молитвенную формулу «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;
-
озвучить намерение создания для покойного ритуальной чистоты;
-
легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня);
-
один раз протереть ладонями лицо покойного;
-
еще раз ударить по земляной поверхности;
-
один раз протереть сначала правую, затем левую руку покойного от кисти до локтя.
После такого обряда тело умершего считается очищенным и готовым к погребению, но его проведение допускается мусульманской традицией лишь в самых крайних случаях.