Опахивание смерти
Древние славяне почитали Марену (или Морену, Моржану, Мару, Марану, Кикимору), как божество Смерти. По окончанию Зимы устраивались специальные обрядовые действия с песнями и шествиями. Основная их цель – изгнание Марены и призыв Ярилы, дабы восстановить жизненный цикл Земли-матушки. Во время празднества сжигалось соломенное чучело, символизирующее Морену, и пеклись блины. Считалось, что подобный ритуал способен повысить плодородие.
Но не всегда обряд давал свои результаты. Бывало так, что Весна всё не приходила, трава не зеленела и крестьянам было нечем кормить свой скот. Начинался повальный мор животных от недоедания или какой эпидемии. Вслед за этим болели и умирали люди. По поверьям, это случалось, если Моржана оставляла после себя своих приспешников (слуг). Мелкие бесы Мары не могли лиходействовать над людьми, потому обращали свои злые помыслы на животных. В этом случае их пытались обмануть, оградив своё селение от воздействия мар бороздой.
Проведение опахивания
Одна из женщин поселения с утра оповещает остальных о проведении обряда. В условленный час со всех домов приходят молодицы с серпами, молотилами, цепами и другими хозяйскими принадлежностями, способными устрашить смерть. Местом сбора определялась околица. Далее одна из крупных женщин (по другой версии – вдова) впрягалась в борону. Ещё пара помогала ей проводить борозду вокруг всего селения. Следом шли сеянки, у которых вместо зерна в торбах был песок. Цель такой пахоты – очертить круг вокруг жилья животных и людей, чтобы через него не могла пройти нечистая сила.
Прочие собравшиеся женщины громко стучали в сковородки, делали воинственные движения вилами и прочей домашней утварью. Приговоры и песни были на подобие таких:
-
Ай, секи, руби Смерть коровью. Вот она…
-
Бабы пашут и песок рассевают. Когда песок взойдёт – тогда и Смерть придёт.
-
Смерть коровья, не губи скотину – мы тебя зароем вместе с кошкой (собакой) и кочетом в землю!
Когда проводился обряд
с – на Власия. Часто этого святого отождествляют с Велесом, богом животных и властителем вод. Иногда во главе шествия шли женщины с иконами св. Власия или св. Агафьи.
Кто участвовал в обряде
В ритуале опахивания принимали участие только женщины. Всех мужчин и мальцов предупреждали заранее. Они сидели дома, заперев перед этим скотину во хлеву, а домашних животных в доме. Ведь если кто встретится женщинам-обрядницам, того они побьют. А если животное – так и вообще убьют и в землю закопают.
Считалось, что в этот день мары обращаются оборотнями и показываются в своём зверином обличье людям. Чтобы они боле не пакостили всех встретившихся животных – безвинных зайцев, кошек, собак, петухов убивали. Иногда жертвы были и человеческие.
По другой версии женщины при совершении обряда должны были быть простоволосыми, в одной рубахе или вообще без оной и босиком. Соответственно они были не в том виде, чтобы их видел посторонний мужчина. Если кто ослушался и решил подглядеть за обрядницами, того ждала неминуемая смерть.