Организация массовых захоронений в случае чрезвычайных ситуаций
К сожалению, мы живем в очень неспокойном мире. Каждый год, а то и чаще, на нашей планете случаются страшные бедствия – техногенные или природные катастрофы, войны и прочие чрезвычайные ситуации, результатом которых становится множество смертей. В такие моменты поиск и захоронение погибших становится вопросом высочайшего приоритета, поскольку не погребённые покойники не только оказывают деморализующее воздействие на выживших людей, но и являются источником страшных инфекций. Увы, в такие моменты редко кто из погибших может быть удостоен личной могилы и надгробной плиты – как правило, для быстрейшего предания мертвых земле организуются братские могилы. Как именно в нашей стране организуется работы по массовому захоронению погибших в случае наступления чрезвычайных ситуаций, и кто этим занимается, расскажет вам эта статья.
Общие положения и правовые основы
Вопросами ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране занимается Министерство Чрезвычайных Ситуаций, оно же МЧС России, которому подчиняются соединения гражданской обороны, создаваемые в районах ЧС из местных жителей. Для действий, связанных непосредственно с погребением умерших, могут создаваться соответствующие спасательные службы (службы гражданской обороны) и НФГО – нештатные формирования гражданской обороны.
Создание и деятельность таких нештатных формирований ГО и служб, предназначенных для захоронения погибших при чрезвычайной ситуации, регламентируются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 12 февраля 1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» и от 21 декабря 1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также от 22 августа 1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и от 12 января 1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Важно, что согласно требованиям законодательства, захоронение покойников даже в случаях организации массовых погребения должно проходить с соблюдением установленных правил и обрядов. Допускается отправление религиозных ритуалов момент погребения, пусть и в укороченном виде, в зависимости от тяжести обстановки, и организация на месте погребения памятных знаков, а после ликвидации чрезвычайной ситуации память погибших от нее обычно увековечивается созданием какого-либо мемориала.
Захоронение умерших при ЧС как санитарно-гигиеническая и противоэпидемиологическая мера
Как уже было сказано, в условиях наступления чрезвычайной ситуации погребение умерших является одной из самых приоритетных задач для гражданской обороны, выполнению которой должно быть уделено внимание в первую очередь. Несмотря на то, что живые люди также требуют помощи, а мертвецам, казалось бы, все равно, своевременность захоронения покойников при массовой гибели населения крайне необходима для поддержания санитарно-гигиенической обстановки в местах пребывания людей и для недопущения появления в местах скопления трупов особо опасных инфекционных заболеваний.
Выполнение задач по погребению умерших при ЧС возлагается на соответствующие структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их силы, которые в общем делятся на две категории:
Коммунально-технические службы занимаются созданием и обеспечением специальных команд для сбора погибших, сбором погибших и доставкой их к местам проведения судебной медицинской экспертизы, а также доставкой погибших к месту захоронения после судмедэкспертизы;
Службы санитарного надзора и санитарно-эпидемиологического контроля отвечают за организацию и проведение судебной медицинской экспертизы, захоронение умерших от ран и болезней в медицинских учреждениях, создание санитарно-эпидемиологических групп для выявления и захоронения трупов в очаге особо опасных инфекций и проведение текущей и заключительной дезактивации в очаге особо опасной инфекции, подготовку и дезинфекцию транспорта, доставляющего трупы, а также осуществляют контроль за полнотой и качеством проведения дезинфекции другими службами.
Количество создаваемых для этих целей формирований зависит от плотности проживаемого на той или иной территории населения, характера ЧС и т.п. При необходимости могут привлекаться воинские подразделения и формирования общего назначения.
Основные мероприятия по санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому обеспечению населения в районах ЧС:
- дезинфекция трупов заразных больных;
- сбор погибших, их доставка к местам захоронения;
- обеспечение мероприятий по срочному захоронению трупов транспортом, инструментом, инженерной техникой, рабочей одеждой и дезинфекционными средствами;
- соблюдение санитарно-гигиенических требования при выборе мест для захоронения и выполнение правил захоронения;
- организация и проведение опознания погибших с использованием при необходимости последних достижений медицинской науки;
- соблюдение установленных правил и воинских почестей при погребении военнослужащих воинских спасательных формирований;
- оформление могил и кладбищ погибших и умерших при наступлении ЧС или вследствие ее ликвидации.
Указанные задачи выполняют специалисты центров государственного санитарно-эпидемиологического контроля, других учреждений санитарного профиля и созданные на их базе формирования медицинской службы гражданской обороны, служб медицины катастроф, муниципальные предприятия и службы, а также специально назначенные воинские подразделения и команды.
Организация и проведение работ по срочному захоронению погибших
Количество сил и средств, необходимых для проведения работ по срочному захоронению погибших, определяется следующим образом: после предварительного подсчета числа погибших, на каждую тысячу умерших создается такое количество аварийно-спасательных формирований с необходимой техникой, чтобы обеспечить их погребение в течение 3-х суток с момента наступления чрезвычайной ситуации.
Основными видами работ в этом случае будут:
- разработка котлована для устройства братской могилы на 100 погибших (всего потребуется устройство до 10 котлованов);
- подготовка котлована для захоронения тел (останков);
- подготовка тел (останков) погибших для захоронения;
- раскладка первого ряда тел (останков) погибших в братских могилах;
- засыпка первого ряда тел (останков) погибших;
- раскладка второго ряда тел (останков) погибших в братских могилах; засыпка второго ряда тел (останков) погибших; засыпка братских могил.
Первоначально определяются трудозатраты на устройство котлована при отрывке братской могилы. Исходя из требований руководящих документов и законодательства, размеры братской могилы должны быть следующие:
- длина по низу - 20 м;
- ширина - 3 м;
- высота - 2,3 м.
Наиболее эффективно по производительности при отрывке котлованов использовать бульдозеры, однако допускается и ручная копка. Если существует угроза распространения инфекционного заражения, ряды тел в братской могиле должны быть перед их засыпкой землей покрыты слоем антисептика – например, хлористой извести.