Организация похорон в Китае
Китай – страна с самым большим населением, второй экономикой мира и старинными обычаями. Конфуцианские традиции Поднебесной и древний уклад жизни китайцев раз за разом проверяются на прочность политикой Коммунистической партии. Противоречия между ними особенно хорошо видны в вопросе организации похорон в Китае.
По состоянию на 2019 год в Китае проживает уже один миллиард и четыреста миллионов человек. Несмотря на то, что в этой стране есть ярко выраженное этническое (ханьцы) и религиозное (конфуцианцы) большинство, разумеется, при такой численности населения единообразие похоронных (как и любых других) обрядов попросту недостижимо. Далее речь пойдет преимущественно о похоронном деле в среде ханьцев-конфуцианцев. Следует иметь в виду, что обряды буддистов, даосистов, а также китайских мусульман и христиан могут не иметь с ними ничего общего.
Регистрация смерти в Китае
До 1950 года государственная регистрация гражданских состояний (рождений и смертей, браков и разводов) едва существовала: она функционировала в Пекине и Нанкине, да и то очень ограниченно. Лишь в 1987 министерство здравоохранения Китая создало систему регистрации, подобную той, что привычна нам. За минувшие с тех пор 30 лет система регистрации покрыла 12 провинций и, таким образом, обслуживает лишь около 10% населения.
Система регистрации смерти работает следующим образом: когда человек умирает, член его семьи должен доложить об этом в местный госпиталь. Там он получит медицинское свидетельство о смерти, с которым должен пойти в полицию, чтобы там выписать человека с занимаемой им жилплощади (в Китае, как и во многих странах бывшего СССР, тоже существует система прописки, хотя и немного другая) и получить разрешение на захоронение. После этого в местном органе регистрации актов гражданского состояния нужно получить государственное свидетельство о смерти, где будет указан возраст, пол, семейный статус, последнее место прописки, место смерти, образование, последнее место работы и причина смерти. Одна копия этого свидетельства будет отправлена в местный центр контроля заболеваний, вторая будет храниться на месте изготовления свидетельства.
Следует понимать, что все вышесказанное работает только в той области, которую покрывает система здравоохранительной регистрации. Остальные девяносто процентов населения Китая живут (и умирают) на иных нормативных основаниях. Сейчас сложно предсказать, через сколько лет система регистрации гражданских состояний сможет покрыть всю страну.
Экономика и экология похорон
Подобно авраамическим религиям, конфуцианские традиции предписывают хоронить умерших в земле, однако при этом требуют от родственников умерших куда более тщательной заботы о захоронениях, нежели чем принято в иудаизме, христианстве или исламе. Самые древние обычаи велят детям три года после смерти родителей жить неподалеку от их могил, а в дальнейшем усердно и тщательно ухаживать за ними всю оставшуюся жизнь - иначе их души заплутают в мире мертвых. В течение многих веков забота о захоронениях была настолько важна для китайского общества, что у них до сих пор есть целый праздник, специально посвященный уходу за могилами – цинминцзе (цинмин).
Не удивительно, что на такой почве усилия коммунистической партии по запрету похорон дали незначительные всходы: с 1949 правительство Китая ведет борьбу с погребением мертвых под землю как таковым. Погребения очернялись государственной пропагандой как буржуазные пережитки прошлого, как источники вреда для экологии, как бестолковая трата пахотной земли. Несмотря на это, в сельской местности продолжали появляться новые и новые нелегальные кладбища, проконтролировать которые не было никакой возможности. Возможно, часть проблемы заключалась в том, что взамен похорон партия предлагала кремацию, в то время как в конфуцианстве сжечь труп человека – это все равно, что убить его второй раз.
Стоимость похорон в Китае
Наконец, на рубеже 20 и 21 веков изменились и экономические реалии, и стратегия правительства. В настоящее время в Китае популярна поговорка “Не могу позволить себе смерть”: стоимость средних, невзыскательных похорон в Китае сейчас достигает $1,300-$2,600, что примерно равняется трем месячным зарплатам хорошего специалиста в крупном городе. Более того, до недавнего времени процветала спекуляция могильными фьючерсами: спекулянты массово скупали места для захоронений в густонаселенных районах, а через пару лет отчаявшиеся местные жители были готовы выкупать эти места по ценам, в 10-20 превышающим рыночные.
В сегодняшнем Пекине одно лишь место, пригодное для традиционного конфуцианского захоронения, может стоить от 4,300 до 42,000 долларов, что значительно превышает даже цены на жилую недвижимость. Ситуация с местами в колумбариях для урн с прахом ненамного лучше. В некоторых городах дошло до того, что многие семьи теперь предпочитают покупать обычные квартиры специально, чтобы хранить в них урны с прахом, - так получается дешевле. Правительство же, перестав пытаться законодательно запретить похороны, взамен стало активно продвигать эко-технологии в похоронном деле. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что это приносит свои плоды.
Государственная поддержка эко-похорон
Сейчас активно создаются “зеленые” кладбища, где прах умерших превращается в удобрение для деревьев. Некоторые кладбища в развитых районах Китая уже создали мобильные приложения, которые позволяют семьям просканировать QR-код на дереве, под которым покоится их родственник, и возложить к ней “цифровые цветы” или зажечь “цифровую свечку”.
Разумеется, политика “ноль захоронений” встречает и сопротивление, а также нередко оказывается в центре скандалов. В 2016 году в Интернет попали видео, где представители местных властей провинции Цзянси уничтожали гробы и выбрасывали из них трупы прямо на глазах у безутешных родственников в попытке навязать жителям района “зеленую” линию партии. Этот инцидент был официально объявлен “перегибом на местах”; сложно сказать, насколько добровольным и насколько быстрым окажется переход Китая на зеленые технологии в похоронном деле.