Почему нельзя посещать кладбище на Пасху
Пасха или Светлое Христово Воскресение – древнейший и важнейший праздник в христианстве. Корнями он восходит к ветхозаветным временам, когда евреи находились в рабстве у египтян и по Божьей воле бежали из Египта под предводительством Моисея, и первоначально отмечался (а в иудейской традиции отмечается до сих пор под названием Песах) в честь их освобождения и массового исхода из египетского плена. Христианская церковь придала ему новое значение: как Господь освободил евреев от рабства фараонова, так и жертва и последующее воскресение Иисуса Христа освободило человечество от рабства греха. В этот день верующие собираются в храмах и вместе празднуют торжество вечной жизни над смертью.
С праздником Воскресения Христова связано много традиций, ритуалов и обычаев: особые, пасхальные, богослужения, специальное приветствие или христование (Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!), приготовление куличей, окрашивание яиц, народные гуляния и т.д. Распространена у верующих, особенно россиян, украинцев и белорусов, и другая практика – посещать в пасхальное воскресенье кладбища и разговляться на могилах своих близких. Откуда происходит эта традиция и почему церковь осуждает ее сторонников?
Пасха мертвых
По мере распространения христианство перенимало местные языческие праздники и обряды и адаптировало их под себя, придавая им новое, христианское значение. Реликты дохристианских верований можно обнаружить и в традициях празднования Пасхи. На Руси считалось, что в Светлую неделю между Воскресением Христовым и Радуницей Господь открывает врата рая и ада и выпускает души усопших на землю, чтобы они могли посетить родной дом и отметить свою Пасху – Пасху мертвых. По народному преданию, в одну из этих ночей мертвецы поднимались из могил и собирались в церквях, где умершие священники, при жизни служившие в конкретном храме, совершали пасхальные богослужения. Чтобы они могли найти дорогу, с вечера Страстной субботы по утро Светлого понедельника крестьяне жгли у церквей костры.
У большинства восточнославянских народов поминать мертвых на Светлую неделю было принято в ближайших четверг после Пасхи, - Навьский Великдень, - но точная дата могла различаться от региона к региону. В некоторых западных и южных областях Российского государства и Российской империи правильным считалось отправляться на кладбище в день самой Пасхи, сразу после посещения утренней службы. На кладбище народ «христовался» с почившими родственниками. Для этого через могилу трижды перекатывали крашенное яйцо, приговаривая традиционное пасхальное приветствие, а затем – закапывали его в землю. Существует и альтернативный вариант этого обряда: на могиле зерном насыпали крест и катали яйцо по нему. Также на кладбище приносили блины, пироги и прочие народные угощения, а затем прямо рядом с могилой устраивали праздничную трапезу, во время которой кусочки еды откладывали для усопшего.
Борьба с культом и советское наследство
Несмотря на все попытки полностью искоренить обычай посещать в этот день кладбища и устраивать на могилах своих родных поминальную трапезу православной церкви не удалось. Большую роль в его сохранении, - и возрождении, - сыграл формальный запрет на отмечание церковных праздников в советские времена. Не имея возможности посетить главное богослужение в христианском календаре и вместе отпраздновать Воскресение Христово, религиозные люди, по народному обычаю, стали отправляться на кладбища, чтобы хоть как-то отметить отнятое у них празднество. Здесь можно было без опасений встретиться с другими христианами, поделиться друг с другом пасхальной радостью, помолиться и помянуть умершего добрым словом. Кроме того, это был хороший повод привести захоронение в порядок – содержанием и благоустройством кладбищ в эти годы никто не занимался.
Значение Пасхи: почему в этот день нельзя ходить на кладбище?
Хотя отправлять религиозные обряды больше никто не запрещает, а в стране с каждым годом растет число храмов и церквей, верующие люди по-прежнему на Пасху отправляются на кладбища для разговения и поминовения родных. Строго говоря, ни Священное писание, ни церковный устав этого не запрещают, однако священнослужители считают такой обычай ненужным пережитком языческих верований и наследием советского времени. Церковь указывает на изначальный смысл христианской Пасхи как светлого праздника, торжествующего воскресение Иисуса, а потому не рекомендует в этот день предаваться скорби, ведь согласно библейскому учению, все христиане, оставив после кончины бренные останки, продолжают жизнь в божьем царстве. В Светлое Воскресение Христово нужно не вспоминать о смерти покинувших этот мир людей и ее неминуемом приближении, а радоваться тому, что воскрешение Христа позволило верующим соединиться в Боге. Именно по этой причине в Светлую седьмицу в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды.
Церковь неодобрительно смотрит на проведывание умерших родственников на Пасху. Однако многие священнослужители с пониманием относятся к тем мирянам, кто желает соблюсти семейную традицию или не могут по тем или иным обстоятельствам сделать это в другой день. В таком случае перед поездкой нужно обязательно посетить пасхальное богослужение и разговеться, а на могиле христианину следует помолиться, а не устраивать языческую поминальную тризну.
Когда следует вспоминать усопших после окончания Великого поста?
Поделиться пасхальной радостью с умершими и вспомнить их добрым словом можно в Радуницу, на 9-ый день после Пасхи. Именно во вторник после Фомина воскресенья совершается первое общецерковное поминовение усопших: вся церковь возносит молитвы за усопших, священник вынимает за них частицу во время литургийного жертвоприношения, затем поминает их во время панихиды или заупокойной ектении. После посещения литургии христиане по традиции отправляются на могилу родственников и близких друзей, чтобы привести их в порядок, разделить с умершими пасхальную радость о воскресшем Христе или просто помолчать. Однако не стоит придаваться излишней скорби – нужно радоваться началу их вечной жизни во Христе.
Придя на кладбище, следует зажечь свечку, вознести молитвы за упокой души усопшего или почитать Священное писание. Вместо пышной поминальной трапезы рекомендуется пожертвовать деньги, одежду или еду нуждающимся.