Погребальное искусство

1504
Время прочтения статьи - 8 минут 30 секунд

Погребальное искусство появилось в незапамятные времена, и его историю мы можем четко отслеживать как минимум с античных времен. Разумеется, в давние времена значение этих предметов искусства было далеко от нынешнего: в те времена и самого-то термина «искусство» в современном понимании еще не было, а те объекты, которые мы мы сегодня называем произведениями погребального искусства (статуи, барельефы, гравировки, росписи) создавались для того, чтобы сохранить или почтить память о покойных, или же чтобы избежать гнева предков и их мести с того света. Более того, некоторые народы верили, что мертвые смогут пользоваться этими объектами в загробном мире. Наконец, многие произведения погребального искусства создавались для того, чтобы отпраздновать те или иные свершения, за которые был ответственен покойный. Наш материал будет посвящен погребальному искусству как прошлого, так и настоящего.

Что такое погребальное искусство?

В сущности, погребальное искусство – это любое произведение, которое помещено на месте захоронения (погребальные дары), является частью (украшением) места захоронения (статуя, барельеф) или само собой является местом захоронения (погребальная урна, склеп). В каждой культуре развились свои способы создания подобных произведений, и некоторые из них мы рассмотрим далее.

К числу наиболее распространенных произведений погребального искусства относятся погребальные дары. Как правило, это были личные вещи самого покойного, которые подкладывали к нему в могилу, чтобы он мог взять их с собой в мир иной. Реже это были дары, которые предназначались не для самого покойного, а для богов загробного мира, чтобы те облегчили путешествие покойного и не чинили ему неприятностей. К числу стандартных погребальных даров в большинстве культур относились произведения гончарного искусства, орудия труда, камни. В некоторых случаях знатного человека могли похоронить вместе с его лошадьми, колесницей и деньгами. Другими популярными произведениями погребального искусства были так называемые психопомпы, они же проводники душ – это были всякого рода статуи и барельефы, изображавшие сверхъестественных существ, которые должны были охранять или сопровождать покойных в царстве мертвых.

Погребальное искусство – очень древняя традиция, и найти её можно почти во всех культурах с незначительными исключениями: например, в индуистской культуре они относительно малочисленны; отчасти в этом ответственен основной способ погребения, принятый в индуизме – сожжение тела с развеиванием праха, что означает отсутствие как таковых «мест захоронения» и, как следствие, большей части традиционных для европейского региона жанров погребального искусства.

История погребального искусства

Мы точно знаем, что те или иные произведения погребального искусства существовали еще в доисторическую эпоху. Безусловно, в прежние времена погребальное искусство во-первых и в-главных было уделом зажиточных слоев населения: в местах захоронения низших членов общества нельзя найти ничего, кроме их орудий труда и предметов быта.

Разумеется, в первую очередь появление погребального искусства было тесно связано с религией. В каждой цивилизации, однако, религия проявляла себя в погребальных практиках по-разному, так что и погребальное искусство разных народов могло сильно различаться. Например, всем известны характерные для древнеегипетской цивилизации элементы погребального искусства: мумии, статуи, изысканные настенные росписи, декорированные саркофаги.

В Древней Греции стены склепов украшались фресками, на пол и в стенные ниши устанавливались расписные вазы, а также стены украшали знаменитые проводники душ – психопомпы. С другой стороны, в том же Древнем Риме покойных чаще сжигали, чем хоронили под землю, однако при этом создавали ростовые статуи умерших в реалистическом стиле. Реже (для особо богатых представителей общества) могли создаваться роскошные саркофаги, в которых мертвые покоились целиком, то есть. не сожженными.

В Древнем Китае похороны были важным способом продемонстрировать власть и богатство семьи. Например, представители императорской династии Хань погребались в костюмах из нефрита (т.е. в специальных одеяниях, сделанных из кусочков нефрита). В число других китайских погребальных традиций входит изготовление погребальных статуэток, например, знаменитых терракотовых воинов, а также статуэток из керамики. В число наиболее распространенных на Западе жанров погребального искусства входят погребальные дары (керамика, орудия труда), а также посмертные маски.

Однако, разумеется, отнюдь не все погребальное искусство сводится к простому наполнению и/или украшению могил – всем известны роскошные мавзолеи (вроде Галикарнасского), усыпальницы, мемориальные комплексы и т.д., некоторые из которых еще в древности славились как чудеса света. Сегодня значительная их часть являются либо туристическими достопримечательностями (катакомбы Парижа), либо действующими религиозными сооружениями, либо совмещают эти функции, примером чего является индийский Тадж-Махал, который часть недели открыт для туристов, а часть недели используется как мечеть, в соответствии с изначальным предназначением.

Современное погребальное искусство

Разумеется, погребальное искусство – это не только наследие древности. Оно создается и сегодня, хотя, разумеется, принимает иные формы и имеет за собой иные движущие причины. В некоторых странах (особенно в Европе) украшение могил вышло из сугубо религиозной сферы жизни и теперь используется для того, чтобы персонализировать место захоронения, чтобы удовлетворить последние желания покойного и т.д., что в некоторых случаях таки приводит к созданию роскошных мавзолеев.

А если речь заходит о строительстве мавзолея или большого склепа, то логично, что дальше ставится вопрос о его внутреннем украшении, которое желательно сделать таким, чтобы оно отражало личность покойного (или покойных, если это семейное захоронение). Таковыми украшениями могут стать скульптурные, живописные или фотографические портреты покойных, погребальные дары в виде одежды покойных и важных для них предметов (как имеющих сугубо символическое значение, так и тех, которые имели отношение к их профессиональной деятельности).

Если же речь идет о погребальных урнах и нишах в колумбарных стенах, то и здесь находится немало пространства для персонализации захоронения. Например, многие люди предпочитают изготовлять погребальные урны на заказ, чтобы они своими формами и украшениями сообщали что-то о покойном, а также вкладывают в ниши помимо урн фотографии, статуэтки, личные вещи покойного и так далее.

Надгробные памятники также со всей очевидностью могут быть современными произведениями погребального искусства, особенно если их заказчики осознанно ставят перед скульпторами задачу в абстрактной художественной форме выразить жизненный путь и достижения покойного.

25 ноября 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок