Погребальные обряды народов России: ханты

Ханты – один из самых больших малых коренных народов Севера: их численность составляет более 30 тысяч человек. Вместе с манси они относятся к обско-угорской этнической общности и проживают в бассейне рек Обь, Иртыш и их многочисленных притоков на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов. Их самоназвание – «ханти» у северной группы, «хантах» у восточной и «хандэ» у южных хантов на русский язык переводится как человек.

На протяжении истории культура хантов подверглась влиянию других народов финно-угорской группы, татар и в значительной степени русских переселенцев, которые принесли с собой христианство, практически вытеснившее присущие местному населению традиции шаманизма и анимализма. Однако большое количество этнографических работ, посвященных угорским истории и верованиям, позволяют с большей или меньшей точностью реконструировать их ритуальные обычаи, касающиеся перехода человека в загробный мир.

Душа и загробный мир в культуре хантов

В традиционных представлениях хантов после смерти душа двигается на север, в Нижний мир. Она должна спуститься в низовья реки Оби и, используя свои волосы, преодолеть «огненную реку» или «теплое море» и достичь «мыса человека» – Хоманёла, – где находятся врата, ведущие на тот свет. Северные ханты верят, что душе затем нужно вскарабкаться по отвесной скале с помощью сохраненных при жизни ногтей.

Загробный мир является зеркальным отражением реального, где все происходит наоборот: мертвое там оживает, поврежденное становится целым, время течет в обратном порядке. Здесь душа присоединяется к своим родным и близким и живет так, как жила при жизни, но при этом с каждым днем становится все моложе и меньше. В конце концов женская душа превращается в паука, а мужская – в жука.

По представления обских угров у человека несколько душ или «жизненных сущностей»: 5 у мужчины и 4 у женщины. Почти все группы хантов выделяют «исхор» (тень) и «лил» (дыхание), однако оставшиеся субстанции могут иметь небольшие различия в функциях и разные названия. Душа-тень спускается в загробный мир, «Лил» может перейти к новорожденному. Одна из душ остается охранять дом и селится в специально созданной кукле-вместилище – «иттарма».

Подготовка к похоронам

Погребальный обряд состоял из цикла ритуалов, которые начинались с момента смерти человека и заканчивались изготовлением посмертного вместилища для одной из его душ. Знания о них передавались по женской линии, и главную роль в проведении играли самые старые женщины рода или деревни.

Сразу же после смерти в доме зажигали лампы, которые должны были гореть следующие 4-5 дней. Некоторые ханты также поддерживали в очаге огонь, зажжённый еще при жизни человека, на протяжение 40 или 50 дней, а если он гас – оплакивали его как покойного.

Умершего обмывали, одевали в его лучшую одежду, после чего клали в гроб вместе с небольшими личными вещами, которые понадобятся ему на том свете. В доме он лежал несколько дней, во время которых его «угощали»: у его головы ставили один или несколько берестяных сосудов, куда клали кусочки еды или наливали растопленный олений жир. Рядом накрывали стол с вареной или сырой пищей, водой и чаем и устраивали застолья. Каждый день с утра стол отодвигали, чтобы члены семьи могли оплакать покойного.

На третий день проводились следующие ритуалы. Сперва одна из родственниц брала веник из беличьего хвоста и нескольких прутов шиповника и против часовой стрелки обходила гроб, по одной «изгоняя» души умершего на улицу, каждый раз оставляя по пруту за порогом. Затем устраивали гадания: члены семьи по очереди с помощью специальной палки поднимали гроб, задавая умершему вопросы о причине его смерти, его пожеланиях, с каким чувством он уходит в иной мир. Если гроб как бы «прилипал» к полу, покойник отвечал. Эти сообщения могли передавать шаманы, приглашенные ворожеи или иногда даже сами родственники.

Особенности традиционных угорских кладбищ и могил

Гроб с покойником выносили ногами вперед через дверной прием, окно или другое отверстие. Если кладбище находилось неподалеку, его несли на руках, в противном случае гроб грузили на нарты, в которые запрягали оленей. Обычно оно располагалось в лесу на севере от деревни или ниже по течению реки, что отражает представления хантов о загробном мире.

Новую могилу рыли обязательно рядом с захоронениями родственников, чтобы покойный мог встретиться с ними на том свете. Могильная яма должна была быть расположена так, чтобы тело было обращено ногами к северу, а головой к югу, где располагалось специальное кострище – очаг. У каждой семьи был свой отдельный очаг, где проводились поминальные обряды.

Ханты не закрывали могильную яму земляным холмом, а вместо этого устанавливали поверх сооружение в виде намогильного домика с двускатной крышей из бревен или досок. В тундровой зоне сооружение иногда имело форму ящика. В крыше делали специальное отверстие с крышкой, через которое клали еду и гостинцы.

После распространения христианства у изголовья могилы также стали устанавливать кресты.

Поминки и похороны

Пока мужчины готовили могилу и намогильное сооружение, женщины разводили погребальный огонь, накрывали небольшой стол с традиционными угощениями: строганиной из мяса оленя, лосиным мясом, кашей из ячменя и гусиным салом. Обязательной частью поминок являлся чай. Если умерший был богатым, его родственники закалывали одного или нескольких оленей, его сырое мясо также использовалось в пищу.

Перед тем как приступить к трапезе, гроб опускали в могилу. Сверху клали не поместившиеся внутрь вещи: одежду, посуду, оружие и инструменты. Все вещи портили. Ритуально это объяснялось тем, что на том свете все порченое станет целым, но, скорее всего, главную роль здесь играли практические соображения: поломанная утварь едва ли заинтересует мародеров.

На протяжении всей церемонии родственники несколько раз подходили к гробу и могиле, прощаясь с умершим: женщины садились рядом с могилой, опуская платки так, чтобы они закрывали лицо, и плакали. Гроб целовали в месте, где должны были находиться глаза покойного.

Во время поминального застолья часть угощений подносилась к могиле покойника и других родственников. Присутствующие угощали умерших чаем и спиртными напитками, выливая их неподалеку от захоронений.

Перед тем как уйти, всю принесенную посуду, котел, стол и нарты клали рядом с могилой.

Иттарма и ура

Вернувшись домой женщины рода приступали к изготовлению иттармы – маленькой куклы, которая должна была стать вместилищем души покойного. Ее могут делать из ткани, куска дерева или металла. В течение следующих 4-5 лет она хранится в ящике рядом со спальным местом умершего, и о ней заботятся так, как будто бы это живой родственник: ее одевают, кормят и укладывают спать. Уход за иттармой полностью лежит на женщинах. Когда со смерти мужчины проходит 5 лет, и 4 – со смерти женщины, куклу кладут в могилу усопшего.

Для тех, кто погиб неестественной смертью, в лесу неподалеку от кладбища строился небольшой домик-амбарчик, который затем устанавливался на высокий столб или пень. Его передняя часть была полностью открыта и выполнена в виде арки. В уру помещалась кукла похожая на иттарму, но меньшего размера и сшитая из кусков одежды. Во время траура и поминальных обрядов женщины приносили небольшие подарки и клали их рядом с изображением умершего. Таким образом ханты надеялись задобрить духа: если человек утонул, замерз или был убит, его душа-тень была особенно опасна для живых и могла утянуть за собой живых.

13 февраля 2020

Возможно, вам будет интересно: