Погребальные обряды якутов

Среди коренных народов Сибири особое место занимают якуты. Являясь наиболее многочисленным из коренных народов Сибири (478,1 тысячи), якуты населяют просторы Восточной Сибири и Дальнего Востока и представляют собой титульный этнос Республики Саха (Якутии). Хотя преимущественно они проживают на территории Якутии, небольшие общины также присутствуют в Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, Иркутской и Магаданской областях. В зависимости от районов проживания якутов разделяют на амгинско-ленских (р. Лена, нижнее течение рр. Алдана и Амги), вилюйских (бассейн р. Вилюй), олёкминские (бассейн р. Олёкмы) и северных (реки бассейна Северного Ледовитого океана: Анабар, Оленёк, Колыма, Яна и Индигирка). Якутский язык относится к тюркской группе языков.

В качестве самоназвания якуты используют этноним сахалар (ед.ч. саха). Существует несколько теорий о его происхождении, но господствующей из них является тюркская (кыпчакская), которая связывает его с древними народами секйе, сахтар и сагай. Согласно другой версии, саха происходит от тюркского jaka, что в переводе на русский значит «край, граница, берег». Якуты для самоидентификации используют слово sаẋа как человек, якут.

Картина загробного мира у якутов

В якутской космогонической картине мира и представлениях о загробной жизни можно проследить немало параллелей с другими сибирскими народами. Вселенная имеет трехчленную структуру, загробный мир является отражением мира живых и расположен на западе, где садится солнце, или на севере, где реки впадают в Северный Ледовитый океан. Однако следует отметить ряд отличительных черт, выделяющих якутские верования от соседних и родственных им народов. Так мир мертвых – ёлюю сире (страна смерти) или анараа дойду (тот свет) – являлся отдельной пространственной единицей и располагался между Средним (человеческим) и Нижним (демоническим) мирами. Ворота на тот свет сторожили два духа, мужской и женский: Барыйа Хаан с черными санями и черным быком, а также Хара Бараахы, которая месила черную кровь и глотала её сгустки. Они сортировали души умерших в зависимости от причины и вида их смерти. Те, кто умер «хорошей» смертью – кто скончался в преклонном возрасте и с легкой душой, прожив деятельную и продуктивную жизнь, – попадали в «резервуар душ» и через несколько лет возвращались в Средний мир для перерождения. Люди, умершие преждевременно, оставались в мире живых и могли превратиться в особый род злых духов юёр. Чтобы помешать им вернуться и наслать болезни и смерть на живых родственников, их хоронили специальным образом, а затем «запирали» их души в берестяных сосудах, деревянных куклах, глиняных горшках или специальных идолах.

Душа человека – кут – состояла из единства трех элементов: ийе-кут (мать-душа), буор-кут (земля душа), салгын-кут (воздух-душа), которые после смерти распадались на составные части. Первая представляла собой центральный компонент души, душа-земля отвечала за физическое здоровье человека, а салгын-кут олицетворял духовный мир человека. В загробный мир для последующего возрождения попадала именно ийе-кут. Душа-дыхание растворялась в окружающей среде, а душа-земля оставалась жить в теле до тех пор, пока оно не истлевало до костей.

Концепция смерти в представлениях народа саха

По представлениям якутов срок жизни и смерть были предопределены божествами-творцами, однако злые духи из Нижнего мира и юёр могли отправить человека на тот свет преждевременно. Однако «полный век» можно было также заслужить своим поведением и добрыми поступками.

Смерть являлась длительным процессом, в ходе которого из человека выходит его жизненная энергия. Якуты обращали внимание на такие признаки старости, как укорачивание дыхание, появление слабости в ногах и ухудшение мыслительной деятельности, считая их подготовительными формами смерти. Умирающий постепенно переставал видеть свою тень, под ним якобы не гнулась травинка, а его ноги не оставляли следы, что отражало приобретение им свойств, характерных для жителей загробного мира. Смерть констатировали, когда из человека выходило последнее дыхание и он «лишался солнечного света» – во многих языках народов Сибири «видеть солнце» означало жить.

После смерти душа 40 дней оставалась на земле, привыкая к своему новому бытию и готовясь отправиться на тот свет. Погребальные обряды и шаманские ритуалы были призваны ей в этом помочь.

Подготовка к смерти и предпохоронные ритуалы

Якуты начинали готовиться к смерти задолго до ее приближения. Люди покупали специальную погребальную одежду, собирали выпавшие волосы в особый мешочек, чтобы злые духи-демоны Нижнего мира не наказывали их за «каждую потерянную волосинку». Женщины изготавливали маленький лоскут из шкуры небольшого животного (бобер, выдра или лисица), который во время похорон клали в натазник – часть одежды, соответствующей современному нижнему белью. Чем ближе была смерть, тем активнее становились приготовления. Якуты раздавали распоряжения относительно вещей, которые родственники должны были положить в их могилу, жертвенного коня и месторасположения могилы, раздаривали часть имущества своим друзьям и знакомым, а все оставшееся распределяли между родственниками. Наконец, умирающему закатывали прощальное пиршество кёнсю, где он в последний раз мог насладиться вкусной пищей и повеселиться с домочадцами.

Сразу после смерти на глаза покойного клали два медных пятака, а затем закрывали его лицо шкурами соболя, красной лисицы или же платком. Его тело обмывали и одевали в новую, неношеную одежду, а на подошвах сапог делали несколько отверстий, чтобы душа могла спокойно улететь из тела. Поверх надевали комплект зимней походной одежды: шубу, теплую шапку, рукавицы и меховой шарф. Его конечности связывали или сшивали жильными нитками. Подготовленное таким образом тело клали на деревянную скамью, а под его тело подстилали бересту или лиственничные доски. После завершения погребальной церемонии их сжигали.

Одновременно с этим родственники забивали жертвенную скотину, которая должна была сопровождать мертвого в течение всего пути на тот свет. Для погребения мужчин было принято убивать быков и коней, а для женщин – коров и телят. Тушу разделывали ножами, чтобы не повредить кости. Мясом убитого животного угощали всех, кто работал над организацией похорон, и пришедших проститься с умершим, за исключением молодых женщин и детей.

Способы захоронения и изготовление гроба

Гроб-колоду зачастую вырезали из цельного лиственничного бревна. Изнутри ее выстилали берестой, берестой же закрывали покойника и затем – сам гроб и саркофаг. Отличительной особенностью традиционного якутского гроба был специальный отсек для сопроводительного инвентаря, который был отделен от камеры для размещения трупа поперечной планкой. Перед тем, как положить труп, гроб окуривали дымом и смазывали снаружи маслом.

Как правило место для погребения выбиралось заранее самим умирающим так, чтобы он был похоронен со своими близкими. Эти небольшие могильники располагались на возвышенных местах, склонах холмов и речных террасах. Существовало несколько способов захоронения, основными из которых являлись воздушно-арангасный и наземный. В первом случае выбирались 4 дерева, их вершины отпиливали и на высоте человеческого роста устанавливали поперечные перекладины, на которые затем поднимали гроб-колоду. После запрета надземных погребений Екатериной II, якуты стали хоронить покойников в земле, сооружая сверху богато украшенные надмогильные срубы с двускатной крышей.

Похороны и поминальные обряды

Гроб с покойником выносили ногами вперед и клали на сани, в которые запрягали коней или быков. Сопроводительный инвентарь к месту захоронения несли родственники умершего, а самые лучшие вещи грузили на поминальных коней.

Перед тем, как приступить к рытью могилы, участники похорон совершали специальный ритуал, чтобы угостить духов местности. Кровью жертвенного животного окропляли выбранное для могилы место, затем старший из могильщиков опускал кайло в сосуд с этой же кровью и выводил на земле изображение креста, приговаривая: «Откройся, пасть трехслойной матери-преисподней; стань ломким, рот тройной матери-преисподней. Затем на землю снова брызгали кровь. Опустив гроб в могилу, родственники укладывали рядом вещи покойного, оружие, инструменты и запас еды. Весь инвентарь предварительно портили. Затем каждый из присутствующих бросал в могилу по горстке земли. Рядом с могилой устанавливалась специальная коновязь сергэ.

В конце церемонии могилу три раза объезжали на лошади, после чего возвращались домой. Запрещено было оглядываться назад, потому что дух покойного мог преследовать провожавших. На некотором отдалении от захоронения поперек дороги бросали три березовые ветки, чтобы отгородиться от мира мертвых. По прибытию перед жилищем покойного разводили большой костер, где сжигали кости жертвенных животных и стружки от гроба, а юрту окуривали дымом.

После проведения очистительных обрядов якуты садились за поминальный пир. На трапезу было не принято пускать детей и молодых женщин, нельзя было бросать еду в огонь, чтобы не осквернять дух огня, а вся пища должна была съедена в день похорон. Второй обряд встречи-проводов проводили на 40-й день после смерти.

6 марта 2020

Возможно, вам будет интересно: