Погребальные обычаи мордвы

Мордва – крупнейший из финно-угорских народов, проживающих на территории России, и титульная нация Республики Мордовия. Название «мордва» представляет собой экзоэтноним, который используется для обозначения двух близких по языку и культуре этнических групп: мокша и эрзя. Их этногенез восходит к первым векам нашей эры: в этот ранний период своей истории они населяли широкие просторы от правобережья Волги на севере до верховьев Мокши и Суры на юге. В течение следующих столетий мордва подверглась культурному влиянию соседствующих ирано- и тюркоязычных народов, а позднее – татар и славян, которые сыграли огромную роль в формировании современной мордовской культуры. На настоящее время, по данным переписи 2010 года, численность мордвы составляет 744 тысячи человек, из которых около половины (333 тыс.) проживает на территории одноименного региона.

Мордовский культ предков

Вплоть до принятия христианства в мордовской мифологии не существовало разделения загробного мира на «небеса» и «преисподнюю», куда человеческая душа, – ойме (эрз.), вайме (мокш.), – попадала в зависимости от своих прижизненных дел. Царство мертвых, - тоначи (эрз.), тонаши (мокш), - было единым как для благочестивых, так и грешников, а посмертное существование не слишком отличалось от жизни на земле. Почившие присоединялись к своему роду, и их положение в нем преимущественно определялось соблюдением живыми погребальных ритуалов. По этой причине в могилу складывали все, что могло понадобиться человеку для качественной жизни: еду, одежду, инструменты, оружие, любимые вещи.

Впоследствии под влиянием христианской веры распространилось представление о том, качество такой «жизни» напрямую зависело от проведенной умершим жизни: честные люди на том свете жили в достатке и довольстве, а грешники горели в котлах со смолой.

Важное место в традиционных религиозных верованиях мордвы занимала вера в то, что усопшие родственники продолжают активно участвовать в их жизнях. Такие представления были связаны с внутрисемейным укладом жизни народа, в котором старейшины рода и попросту старшие в семье пользовались огромным авторитетом и влиянием в своем обществе, обладая почти неограниченной властью по отношению к своим домочадцам. Таким же влиянием наделялись и умершие предки: духи покровительствовали своим сородичам, оберегая их от бед и невзгод, но за любую непочтительность могли отвернуться от них и даже наказать. К ним обращались за благословением или помощью в трудных жизненных ситуаций, у них спрашивали одобрения при принятии важных решений или совершении тех или иных дел.

Смерть и связанные с ней суеверия

В соответствии с мордовскими верованиями, смерти предшествовали ряд примет и предзнаменований. Разбитое зеркало, вой собак или крик совы во дворе, появление муравьев или нашествие мышей как вместе, так и по отдельности могло предвещать скорую кончину в семье. С суеверным страхом относились и к вещим снам и разговорам во сне.

В похоронном цикле существовало множество ритуалов, которые, по представлениям мордвы, должны были предохранить от смерти, очистить после контакта с покойным. Когда человек умирал, на стол сразу клали хлеб и соль, а на подоконник помещали стакан с водой и полотенце, - чтобы душа могла помыться и отдохнуть перед дальней дорогой. На лавку, где лежало тело, сыпали золу, а рядом с головой втыкали нож. Чтобы задобрить вошедшую в дом смерть, мордва также опускали на подоконник железную монетку, закрывали отражающие предметы и избегали мыть или подметать полы.

Другим распространенным суеверием был запрет на участие ближайших родственников в похоронных ритуалах, которые традиционно выполняли соседи или односельчане.

Предпохоронные ритуалы: подношения, омовение и одевание

Предпохоронная обрядность мордвы в целом соответствует традиционным обычаям соседних народов. Она включала в себя ритуалы омовения, одевания и приема родственников и соседей, пришедших выразить семье свои соболезнования добрым словом и подарками. Все эти этапы сопровождались очистительными и оградительными ритуалами, чтобы защитить живых от опасного воздействия смерти. После известия о смерти в доме умершего собирались его родные и близкие, и даже для дальней родни не делалось исключения. Проститься приходили и соседи. Все гости по обычаю приносили с собой деньги и продукты. На деньги покупали чашку для умершего, - ойметькс (эрз.), вайме петькс (мокш.), а угощениями у душ предков выпрашивали благословения и благополучия для его семьи.

Омовение покойного совершали четверо его ближайших друзей или товарищей, причем обязательно одного ним пола. Воду для ритуала брали из колодца или родника, но в некоторых областях бытовал схожий с чувашским обычай зачерпывать воду в речке по ее течению. Обмывать покойника нужно было обязательно в переднем углу перед иконами. Голову покойному по традиции мыли яйцом или, в более позднее время, мылом, а волосы расчесывали испорченным гребнем. Использованные средства гигиены по поверьям обладали магической силой: водой для омовения иногда умывались от сглаза и смазывали болячки, а мыло использовали как средство от ревматизма.

Целебными свойствами наделялась и одежда умершего, но только в случае, если он при жизни был добродетельным человеком. Одевали мертвеца в традиционный народный костюм, ноги обматывали онучами (ткань для обвертки ног) и обували в лапти. Погребальную одежду принято было готовить заранее.

Погребальные традиции мордвы

Хоронили умершего обычно на третий день, и все это время родственники ни на минуту не оставляли его смертного ложа. В дом приглашали пожилых женщин, которые читали над его телом псалтырь. Родственницы скончавшегося участвовать в этом обряде не могли, но обязаны были на протяжении всего похоронного цикла причитать и расхваливать умершего, каким хорошим он был человеком и как много сделал добрых дел. Таким образом семья не только выражала почтение к нему, но переживала свою скорбь, что помогало быстрее принять смерть близкого человека.

До христианизации мордовского народа, мертвецов преимущественно хоронили трупоположением, укладывая тело в неглубокую могилу на лубяную подстилку. Иногда вместо луба использовались лисья или бобровая шкура. Уже к XIII веку преобладать стали похороны гробов. Вместе с тем вплоть до конца XIX – начала XX вв. в некоторых областях сохранялся обычай «небесного» захоронения: если человек умирал зимой, гроб с ним подвешивали на деревья, и весной перезахоранивали в могиле.

К изготовлению гроба приступали непосредственно в день смерти. С боковых сторон или на крышке вырезали окошки, чтобы умершие могли видеть то, что делали их родственники. Дно покрывали опилками или березовыми вениками, сверху стелили полотно. Иногда в гроб клали клубок ниток, символизирующий переправу на тот свет, или обрезки ногтей. Они должны были стать «лестницей», по которой умерший поднимался на небеса, что демонстрирует влияние соседствующих угорских народов: схожие обычаи существовали у хантов и манси. Вместе с телом помещали и погребальный инвентарь.

Траурная процессия и похороны

Омыв, одев и уложив тело в гроб, его выносили из дома. Обязательно нужно было коснуться гробом дверных косяков, – согласно мордовским поверьям, это могло предотвратить новые смерти в семье. Вслед за ним пол подметали березовым веником, в лавку, где покойник лежал до этого, втыкали топор. От дома до кладбища его везли на жертвенной лошади, которая впоследствии должна была сопровождать его на том свете. У некоторых мордовских групп существовал обычай всем селением использовать для транспортировки тела от дома до места захоронения специальные носилки.

Мордовские кладбища располагались обычно неподалеку от селения, – калма ланга (мокш.), калмо ланго (эрз.), – на опушке леса или холме. Их охраняла кладбищенская богиня Калмава, которой зачастую оставляли дары и подношения, чтобы заслужить ее благосклонность и покровительство.

Перед тем, как опустить гроб в могилу, участники похорон прощались с покойным. Чтобы осветить умершему дорогу на тот свет, из лопаты медной монеты или кремнем высекали искры. После этого гроб закрывали крышкой и опускали на связанных полотенцах в могильную яму. Пришедшие кидали вслед по горсти земли, после чего приступали к закапыванию. В качестве намогильного памятника в древние времена устанавливали деревянные срубы или могильные камни. После прихода христианства стали ставить кресты или столб с развилкой на вершине, на котором вырезалась родовая мета.

Завершая церемонию, участники церемонии трижды обходили могилу по часовой стрелке, - иногда это делала одна причитающая женщина. По возвращению домой они должны были перед крыльцом помыть руки.

Поминальные обряды

Первые поминки проходили сразу после похорон, затем на 9-ый, 20-й, 40-й дни, через полгода после смерти, в годовщину и каждый год в день похорон. Сороковины считались важнейшими из поминальных дней. В этот день принято было совершать жертвоприношения как умершему, так и всем предкам. Распространен был обряд приношения в жертву домашней птицы, традиционно курицы. Ей отрывали голову и бросали в сторону кладбища, приговаривая: «Вот тебе на том свете курица». Аналогичный обычай бытовал, например, у чувашей. Также закалывали скотину: корову или овцу для умершей женщины, быка, барана или лошадь – для мужчины. Мясо шло на поминальную трапезу, кровь добавляли в каждое блюда и использовали для приготовления поминальных блинов.

Важной частью поминальной обрядности на сороковины смерти являлось назначение «заместителя» умершего, – вастозай (мокш.), эземозай (эрз.). Его усаживали во главу стола и обращались с ним так, будто с покойником: ему выказывали глубокое уважение и почтение, угощали лучшими блюдами, расспрашивали о загробной жизни. По окончании церемонии за исполненную роль им дарили подарки.

После трапезы участники поминок отправлялись на кладбище, взяв с собой приготовленные заранее угощения и брагу, а также части убитых животных. Еду выставляли на могилу, а останки закапывали рядом. Обратно возвращались с песнями и плясками, а по возвращению домой во дворе разводили огромный костер – по мордовским верованиям, огонь должен был отпугнуть смерть и согреть умершего перед возвращением на тот свет. После окончания поминок, мертвеца провожали со словами: «Теперь более уже к нам не ходи, твой пир уже прошел. Ступай живи в своем месте! Когда еще будет у нас праздник, тогда милости просим к нам в гости на время праздника. Ну, прощай!».

29 мая 2020

Возможно, вам будет интересно: