Погребальный музей в Вене
В Австрии говорят, что у смерти венская прописка. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно отправиться на Центральное кладбище – одно из крупнейших и самых красивых кладбищ Европы. На территории мемориального парка площадью почти 2,5км2 похоронено больше людей, чем живет в современной Вене. Вместо паутины узких тропинок здесь проложены просторные пешеходные и автомобильные дороги, а между ухоженными могилами и монументальными памятниками скульптуры XIX-XX вв., разбиты сады с прудами, беседками, кафе и ресторанами. Сегодня для венцев Централфридхоф превратился в национальный парк отдыха и музей, где можно прогуляться по липовым и каштановым аллеям, насладиться покоем или наоборот встретиться с друзьями.
В число достопримечательностей Центрального кладбища также входит Венский похоронный музей («Bestattungsmuseum»). В этой уникальной галерее собрано более 1000 экспонатов, которые рассказывают историю австрийского – и европейского – похоронного дела, а также приподнимают завесу над мышлением венцев. «Тому, кто хотел бы понять, как живет венец, – писал австрийский писатель-авангардист Герман Бар, – следует знать, как его хоронят, ибо бытие его тесно связано с небытием, о котором он поет в сладостно-горьких песнях».
Философия прекрасной смерти “A schöne Leich”
В эпоху расцвета Австро-Венгерской империи в австрийской культуре широкое распространение получила так называемая философия красивого погребения “a schone Leich” (дословно с нем. «красивое тело»), которая предложила новый взгляд на смерть и похороны. В ее основе лежит представление о том, что смерть не является финалом жизни, но ее продолжением, а потому заслуживает такого же празднования, как и день рождения. На практике это привело к тому, что теперь качество погребальной церемонии оказалось напрямую связано с социальным престижем человека и его семьи. В результате люди всех слоев общества начали планировать свой последний праздник и тратили целые состояния, чтобы сделать его по-настоящему незабываемым. Похороны из траурной церемонии превратились в настоящий театр.
Философия “a schone Leich” пережила падение Австро-Венгрии и годы нацистского режима. После окончания Второй Мировой войны в 1951 году все частные похоронные организации в Вене были поглощены единой городской ритуальной службой Bestattung Wien, которая занялась возрождением культуры «прекрасных похорон». Разрушенные нацистами кладбища были отстроены заново и благоустроены, в мастерских по всему городу было развернуто производство ритуальных принадлежностей и новых видов катафального транспорта, введена новая красивая униформа для служащих разных направлений похоронной индустрии. В 1967 по случаю 60-летнего юбилея руководство Bestattung Wien объявило об основании Музея похорон в штаб-квартире компании на Гольдеггассе возле Бельведерского парка.
Bestattungsmuseum стал первым в мире учреждением, полностью посвященным погребальной истории, а также образцом для всех, кто желал пойти по следам австрийских предпринимателей. В последующие годы по его подобию были основаны Музей Скорби в Будапеште (Венгрия), Институт и Музей культуры погребения в Касселе (Германия), Национальный Похоронный музей в Лондоне (Великобритания) и многие другие.
В 2014 году Венский похоронный музей был перенесен в здание бывшего инфекционного морга на Центральном кладбище, где его можно посетить и сегодня.
Экспонаты Похоронного музей
Венский похоронный музей может похвастаться богатой коллекцией самых разнообразных ритуальных экспонатов, но особого внимания заслуживает экспозиция причудливых гробов. Изделия демонстрируют чудеса инженерной и художественной мысли старинных и современных гробовщиков.
Гробы многоразового пользования
Сегодня на похоронном рынке набирают популярность «зеленые» методы погребения: биоразлагаемые гробы, саваны из грибов и многое другое уже вошло в каталоги западных ритуальных компаний. Однако, как показывает история, все новое – это хорошо забытое старое. Чтобы уменьшить потребление древесины похоронной индустрией и ускорить разложение тел в земле, император Иозеф II распорядился начать производство «многоразовых» гробов с открывающимся дном. Покойника заворачивали в гигиенический саван, пропитанный известью, и в гробу отвозили на кладбище. С помощью специального механизма носильщики открывали днище гроба, после чего тело вываливалось в могилу, и отправлялись за следующим трупом.
Такого надругательства над традициями горожане императору не простили. Не прошло и года, как правительство вынесло постановление, что каждый умерший должен быть помещен в индивидуальный гроб.
Сидячий гроб
Другим известным экспонатом Похоронного музея в Вене является сидячий гроб в форме лежащей буквы» Г», который сотрудники «усадили» на роскошную сиреневую кушетку. Идея такого необычного изделия принадлежит не гробовщику, но бельгийскому художнику-сюрреалисту Рене Магритту. В серии картин под названием «Перспектива» он воспроизвел знаменитые картины других живописцев, заменив изображенных людей гробами. Серию открыло полотно «Перспектива. Мадам Рекамье», написанная в 1951 году на основе «Портрета мадам Рекамье» работы француза Жака Луи Давида.
Хотя Магритт никогда не комментировал и не пояснял значение своих полотен, его замысел интерпретировать несложно. С помощью такой черной шутки он подчеркнул, что все люди – смертны, даже если они были при жизни «увековечены» художником или скульптором.
Системы безопасного погребения
Необычные гробы – далеко не единственные заслуживающие внимания экспонаты в коллекции Венского музея. Нельзя не упомянуть и о других ритуальных артефактах, например, систем спасения похороненного по ошибке человека.
Хотя исторически случайное погребение человека, находящегося без сознания или в летаргическом сне и ошибочно сочтённого умершим встречалось нечасто, страх такой возможности в середине XIX века стал широко распространенной фобией (тафофобия). Во избежание ужасной ошибки, в странах Европы и Северной Америки начали разрабатывать «безопасные» гробы. Они оборудовались дыхательными трубками и сигнальными средствами, позволяющими случайно похороненному привлечь к себе внимание кладбищенских сторожей или прохожих. В музее представлена целая коллекция разных спасательных механизмов с колокольчиками и звонками.
Похороните меня в трамвае
Центральное кладбище в Вене было основано во второй половине XVIII века и в те годы располагалось далеко от города. Чтобы сделать путь до некрополя более удобным, в 1910-х администрация Вены распорядилась создать трамвайную линию под номером 71, которая бы соединила город с Централфридхоф.
Всего в эксплуатацию было введено 3 катафальных трамвая. Их маршрут начинался от площади Шварценбергплац и шел мимо больниц и домов престарелых прямо до кладбища. Днем с его помощью горожане добирались на похороны, а ночью - гробовщики отвозили гробы с телами к месту захоронения. В одном вагоне трамвая могло поместиться 12 гробов. По нынешнему курсу плата за проезд составляла где-то 21,8 евро.
Венские похоронные трамваи были выведены из эксплуатации в конце 60-х, однако стали неотъемлемой частью многочисленных могильных анекдотов и поговорок. До сих пор в Вене можно услышать выражение «Er hat den 71er genommen...", которое означает «Он уехал на 71-м трамвае», т.е. умер.