Похоронные обычаи чеченцев

Чеченцы – самый многочисленный из народов, проживающих на территории Кавказа, который составляет подавляющее большинство (более 90%) населения Республики Чечня, а также населяет некоторые районы Дагестана, Ингушетии и Грузии. Культура и традиции этого древнего этноса формировались на протяжении многих столетий. По мнению многих кавказоведов отправной точкой его образования принято считать XII – XII Iвв., когда на северных склонах Центрального Кавказа впервые обосновалась родоплеменная группы нохче. Название нохче впоследствии по мере объединения местных племен в единую общность распространилось в качестве этнонима для всех чеченских этногрупп. Процесс образования чеченского народа в его современном понимании был преимущественно закончен к XVIII веку, и одним из важнейших формирующих факторов этого процесса была исламизация.

Впервые на территорию Кавказа ислам проник еще во времена арабо-хазарских войн VIII-IXвв. за расширение влияния в регионе, и постепенно распространялся под влиянием контактов с мусульманскими миссионерами из соседних регионов. Однако массовая исламизация чеченского населения началась в XVIII – XIXвв., когда исламский полумесяц стал не только священным символом правоверных, но символом народно-освободительной борьбы горцев против экспансии Российской империи. С тех пор и по сегодняшний день ислам суннитского направления (шафиитская школа) является господствующей религией Чеченской Республики.

Специфика чеченской погребальной обрядности

Исламизация затронула все сферы жизни кавказских народов, однако не смогла до конца вытеснить их традиционные обычаи и представления, вместо этого адаптировав их в соответствии с мусульманским правом и канонами веры. Особенно это касается семейных обрядов, сопровождающих человека от рождения до смерти. Погребально-поминальный цикл чеченского населения был в значительной степени видоизменен: регламент похоронного ритуала, срок и порядок траура, оформление намогильного памятника и посещение кладбищ в сакральные для мусульман дни и праздники сегодня строго подчиняются канонам шариата. Однако и в современных похоронных церемониях можно проследить некоторые пережитки языческих обычаев в и верований.

Омывание, одевание и «жертвоприношение»

Зачастую к смерти начинают готовиться заранее, чтобы родственникам не приходилось тратить время или значительные средства на сбор всего необходимого: откладывают деньги на похороны, покупают ткань для савана, выделяют средства на пожертвования. К уходу человека относятся спокойно, потому что за короткой земной жизнью правоверного будет ждать лучшая, вечная жизнь на том свете. Однако в последние часы умирающего окружают заботой и вниманием. Чтобы облегчить его агонию и переход в иной мир ближайшие родственники ни на минуту не оставляют умирающего в одиночестве, читая ему предсмертную молитву Ясин и выполняя его последние распоряжения. Уже в это время к похоронам начинает стягиваться самая дальняя родня: по Корану, похоронить мусульманина нужно в тот же день, когда он испустил дух.

Над скончавшимся производят вполне традиционные для ислама погребальные ритуалы омовения и оборачивания в похоронное одеяние. Сразу после смерти мулла или ближайший родственник подвязывает умершему челюсть и перекладывают на скамью, где его тело трижды обмывают и заворачивают в саван (марчо). Для савана берут простые хлопчатобумажные ткани белого цвета, но для женского похоронного одеяния допустимо использовать и зеленый. Иногда перед этим конечности усопшего оборачивают ватой. Омытое и облаченное тело кладут на ковер и закрывают куском ткани, буркой или зеленым одеялом (женщина).

Пока покойника готовят к похоронам, другая часть его семьи приступает к своеобразному «жертвоприношению». По случаю трагедии в доме режут скотину, а женщины в это время пекут специальные пироги с сыром и делают ритуальную мучную халву – обязательное блюдо на поминальном столе. Делают это, как правило живущие поблизости родственники или соседи, поскольку обычаи запрещают в течение трех дней зажигать в доме умершего огонь или готовить пищу. Все эти угощения раздают близким, соседям и участникам похорон.

Прощальный обряд тезет

Проститься с умершим и выразить соболезнование его семье приходят со всех окрестностей. Для приема гостей во дворе устанавливают длинные скамьи или ряды из стульев, а у ворот становится мужчина с хворостинкой в левой руке, который пропускает пришедших на тезет – так по-чеченски называют это мероприятие, – людей. В глубине двора устанавливается навес для мужчин-старейшин семейства (верасаш), к которым положено обратиться в первую очередь. Мужчины, подойдя к навесу, вместе с муллой читают заупокойную молитву (дуа) и произносят одну из традиционных формул соболезнования, например: «Да смилуется Аллах над покойным». Старцы становятся под почетный навес, а младшие присоединяются к сверстникам. Женщины сразу же отправляются в дом к оплакивающим покойного родственницам и соседкам – участвовать в тезете вместе с мужчинами им запрещено.

Близкие, родные и друзья, кто желает в последний раз взглянуть на покойного, могут с приглашения хозяев пройти в дом, где в одной из комнат он, облаченный и омытый, дожидается погребения. Саван ненадолго приподнимают, чтобы гости могли сказать несколько слов прощания или прочитать молитву.

Тезет может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, однако хоронят чеченца в день смерти или, если он скончался вечером, на следующее утро. Как только старцы получают сведения, что могила готова, они распоряжаются начать церемонию погребения. В дом заносят носилки с длинными ручками, обитые дерматином или тонкой кожей (барам или барма). Подстелив ковер, на барам укладывают покойника и выносят его во двор, где с умершим еще раз прощаются.

Церемония погребения

Если кладбище расположено поблизости, то траурная процессия идет пешком. За десятком старейшин, возглавляющих колонну, идут ближайшие родственники покойного, несущие на плечах носилки-барам, а за ними, построившись в несколько рядов, следуют участники церемонии. По пути они читают молитвы. Пришедшие женщины провожают скорбящих до ворот, сопровождая их плачем и причитанием, а свидетельницы, мимо которых движется процессия, должны прикрыть лицо платком и отвернуться к стене. К тому моменту, когда к месту захоронения прибывает процессия, все приготовления уже завершены: могилы вырыта, подготовлено надгробие и доски для закладывания боковой ниши (ляхд).

Перед погребением над телом необходимо совершить похоронный намаз – аль-джаназа. В городской местности, джаназа-намаз преимущественно читается в мечетях, однако нередки случаи, когда это происходит и на кладбище. Исполнив все необходимые ритуалы, организаторы похорон укладывают мертвого в 30 или 60-сантиметровую нишу в боковой части могилы. Положить его надо на правый бок таким образом, чтобы лицо его было обращено к кибле. Напоследок приоткрыв лицо и подсыпав под щеку умершего землю, последний из оставшихся в могиле людей наглухо заделывает нишу досками или саманным кирпичом. Родственники бросают в яму по горсти почвы, после чего могилу полностью засыпают землей.

Затем сверху устанавливают надгробие, - чурт, - в форме прямоугольной плиты с овальной вершиной. Оформление памятника-чурт в соответствии с исламскими традициями должно быть скромным и сдержанным. На поверхности высекаются изображения звезды и полумесяца, полное имя умершего и аят из Корана.

Вокруг могилы садятся старейшины, чтобы прочитать над мертвецом выбранные по этому случаю суры из Корана. После этого участники похорон снова собираются в круг и вместе возносят заупокойные молитвы. Могильную почву мулла поливает водой из кувшина, на чем сама церемония погребения и заканчивается, хотя у могилы еще долго могут оставаться мужчины из ближайшего окружения почившего.

Женщины посещают могилу в ближайшую после похорон пятницу и приводят ее в порядок, выравнивая насыпь, убирая сорняки и сажая рядом деревья.

19 июня 2020

Возможно, вам будет интересно: