Похоронный марш Шопена

1402
Время прочтения статьи - 8 минут 50 секунд

В мировой музыкальной классике есть ряд произведений, узнаваемых с первых тактов. Среди них полонез Михаила Клеофаса Огинского, свадебный марш Феликса Мендельсона, сороковая симфония Амадея Моцарта, сонаты Людвига ван Бетховена и траурный марш Фредерика Шопена.

Последнее произведение было создано композитором-романтиком, ещё не достигшим тридцатилетия. Оно настолько прочно вошло в обязательный оркестровый репертуар на похоронах, что стало своего рода музыкальным кодом погребальной церемонии, квинтэссенцией мировой скорби.

1837 год, грозная болезнь признанного гения

Врачи XIX столетия полагали, что причиной смерти 39-летнего Фредерика Шопена стала чахотка, то есть, туберкулёз. Современные медики склонны полагать, что выдающийся музыкант, которого ещё в юности признали музыкальным гением, страдал муковисцидозом. Как бы то ни было, первые признаки дыхательной недостаточности у Шопена появились в 1837 году, когда ему было 27 лет. Именно в это время неудачно заканчивалось его сватовство к 17-летней Марии Водзиньской, но музыкальный дар требовал творить новые шедевры. Фредерик Шопен начал писать Marche funèbre (Похоронный марш).

Его величавое построение в строгом ритме размеренного шага пронизано прямыми ассоциациями с движением погребальной процессии. Марш полностью соответствует словам Камиля Сен-Санса: «Музыка Шопена – это всегда картина». Основной настрой музыкального произведения — глубокая скорбь, которая подчёркнута секундовыми вздохами. Славу павшим героям провозглашают внезапно врывающиеся торжественные фанфарные звучания.

Похоронный марш стал третьей частью фортепианной сонаты № 2, Ор. 35, b-moll и её эмоциональным центром. Соната была написана в период с 1837 по 1839 год, когда знаменитое тридцатистраничное письмо Жорж Санд убедило Шопена в том, что он должен забыть о прежней привязанности и обратить своё чувство на неё. Затем последовали совместные поездки на Майорку, в Италию, возвращение во Францию, в имение писательницы, затем в Париж, мучительный разрыв и отъезд в Англию.

1848 год, демоны фортепиано

В Шотландии и Англии Фредерик Шопен продолжал создавать сонаты, баллады, экспромты, прелюдии, играл свои произведения в аристократических салонах. Если окружающим удавалось упросить Шопена исполнить сонату № 2 с Marche funèbre, то затем он тотчас уходил, не будучи в состоянии ни беседовать, ни музицировать.

В 1848-м, за год до смерти, Фредерику Шопену вдруг, во время исполнения марша в одном из английских салонов, привиделось, что из фортепиано, на котором он играет, появляются жуткие демонические существа. Потрясённый музыкант покинул салон. Подобные галлюцинации были вызваны его физическим состоянием, но впечатлительный композитор увидел в них предзнаменование своей собственной кончины.

Шопеновские демоны: мнение учёных

Галлюцинации могут появляться при нескольких медицинских и психиатрических расстройствах, в том числе и при шизофрении, но обычно они принимают форму голосов, а не видений. И наиболее вероятное объяснение шопеновских призраков, считают испанские специалисты, это наличие у него особого вида эпилепсии, называемого височной эпилепсией. Страдающие ей пациенты нередко в припадках видят странные вещи и переживают очень острые ощущения — похожие на те, что описывал Шопен.

Правда, врачи признают, что композитор принимал еще и основанные на опиуме смеси, которые помогали ему снимать физические боли. Но они отвергают предположение о том, что именно эти смеси могли вызывать галлюцинации, указывая на качество видений Шопена и на то, что они у него появлялись задолго до того, как он стал принимать опиаты. Вычеркивают они из списка возможных причин и мигрень с аурой, поскольку видения Шопена были очень краткими.

Доктор Мануэль Васкес Карунчо, радиолог из специализированной клиники города Луго на северо-западе Испании, и его коллеги признают: точный диагноз поставить сложно без современных методов анализа, без возможности обследования самого пациента. Но добавляют: вероятно, врачи не распознали мучившую Шопена болезнь потому, что в то время об эпилепсии знали немного.

«Мы сомневаемся, что очередной диагноз, который мы добавим к и без того огромному списку заболеваний композитора, поможет нам понять мир искусства Фредерика Шопена. Но мы считаем, что знание о том, что у него было это заболевание, поможет отделить романтическую легенду от реальности и пролить новый свет на понимание этого человека и его жизни».

1849 год, первое исполнение Marche funèbre на похоронах

В сентябре последнего года своей жизни Шопен поселился в Париже, на площади Vendôme, 12. Седьмого октября его состояние резко ухудшилось, была совершена исповедь и причастие. Шопен попросил, чтобы сердце его похоронили в Варшаве. Последними словами гениального музыканта стали драматические распоряжения: «Земля душит… Когда этот кашель убьет меня, я заклинаю вас: прикажите вскрыть мое тело, чтобы меня не похоронили заживо». Фредерик Шопен скончался 17 октября в два часа ночи.

На следующий день с лица композитора была снята посмертная маска, сделан слепок его руки. Сестра Шопена Людвика, ответственная за исполнение последней воли брата, распорядилась вскрыть тело композитора, вынуть сердце и положить его в хрустальную урну с коньяком. Затем она перевезла сердце Шопена в Польшу и велела замуровать его в колонне варшавского костела Святого Креста. Там оно находится и поныне.

Прощальная церемония с исполнением «Похоронного марша» состоялась 30 октября в костеле св. Магдалены. Бальзамированное тело Фредерика Шопена было погребено на кладбище Пер-Лашез.

Постепенно траурный марш Шопена стал все чаще звучать на похоронах и сделался музыкальным символом проводов в последний путь.

Какая ещё классическая музыка звучит на похоронах?

Существует множество вариантов похоронной композиции. Наиболее известные:

  • Иоганн Себастьян Бах — Ария на струне соль;
  • Вольфганг Амадей Моцарт — Реквием;
  • одна из «Песен без слов» Мендельсона;
  • переработка фортепианного произведения Мусоргского под похоронную композицию, созданная композитором Эмилем Наумовым;
  • Рихард Вагнер — Зигфрид, идущий на смерть.

Особенно в этом ряду выделяется композиция Рихарда Вагнера. В начале марша “Зигфрид, идущий на смерть” звучит музыка, символизирующая смерть. Похоронный мотив похож на змею, следом идут сильные удары, знаменующие конец света, далее слышится тяжелое дыхание, означающее обреченность. В классической схеме построения просветы редки и имеют гнетущий мотив. Вагнер пошел своим путем и построил марш другим способом. Похоронная музыка звучит как вызов смерти, противоборство ей. Встречается мотив меча, символизирующий подвиг и героизм, торжественные звуки превозносят Зигфрида. Произведение противоречит традиционному строю, не похоже на остальные — это торжественное триумфальное шествие. Никакие силы не могут сломить мощь героя, даже сама смерть, ничто не может затмить его грандиозное вселенское величие.

Если вы хотите заказать на похороны близкого оркестр, который исполнит любую траурную композицию, то звоните на телефон нашей горячей линии – +7 (495) 100-3-100 . Звонки принимаем 24/7.


22 июля 2022
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок