Похороны Андрея Миронова
Андрей Александрович Миронов – один из самых известных и узнаваемых на сегодняшний день советских актёров театра и кино. Свою карьеру он начал еще в студенческие годы, когда в 1961 году, учась в Щукинском училище, сыграл небольшую роль в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?». Подлинная же слава пришла к Миронову после ролей в комедиях Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая: с тех пор прошло уже пятьдесят лет, а люди все еще помнят его, главным образом, в ролях продавца коммисионки Димы Семицветова из «Берегись автомобиля» и Геши из «Бриллиантовой руки». На протяжение 1960-х и 1970-х Андрей был в числе самых популярных советских актеров, стал известен своей способностью исполнять не только комедийные, но и глубокие трагические роли. Его театральный репертуар ролей и образов был значительно более разнообразным, нежели кинематографический, однако театральные актеры в те годы, как и сегодня, на всенародную известность претендовать не могли – так что Миронова знали и помнили прежде всего именно как обаятельного злодея из кинокомедий – лучшим воплощением этого образа следует считать, конечно же, сыгранного им в 1976 году Остапа Бендера в очередной экранизации «12 стульев».
Смерть
Увы, Андрей Миронов с рождения страдал от аневризмы – дефекта оболочки кровеносных сосудов. Его самочувствие значительно ухудшилось в 1980-х годах, и это было заметно даже внешне – многие друзья, коллеги, да и даже театральные зрители не могли не отметить, что Миронов как будто резко постарел. В 1986 году летом в газетах ошибочно опубликовали новость о внезапной кончине Миронова – и эта ошибка продемонстрировала, что люди были вполне готовы поверить во внезапную смерть сорокашестилетнего актера – его недуг был очевиден. Но радость от разоблачения слуха длилась недолго. 14 августа 1987 года, во время гастролей Театра Сатиры в Риге, на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Миронов, игравший Фигаро, лишился сознания прямо на сцене, произнося один из последних монологов своей роли. По стечению обстоятельств, именно в это лето в Риге проходил крупный симпозиум советских нейрохирургов, поэтому, когда актера доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы Гайльэзерс, за него смогли взяться ведущие специалисты в этой области, какие только были в стране. Группа лучших нейрохирургов под руководством Эдуарда Канделя два дня билась за жизнь Миронова, однако даже они оказались бессильны: кровоизлияние в мозг нанесло слишком большой урон. Миронов покинул наш мир в возрасте всего лишь 46 лет - он умер утром 16 августа 1987 года, так и не придя в сознание после госпитализации. По стечению обстоятельств, 14 августа за выступлением Миронова наблюдала не только его мама и жена (Лариса Ивановна Голубкина), но также множество друзей, а также его бывшая жена – Екатерина Георгиевна Градова. Начались приготовления к транспортировке тела в Москву.
Прощание
Прощание с Мироновым происходило с большим скандалом. Дело в том, что последние много лет у Миронова был конфликт с худруком Театра Сатиры – Валентином Плучеком: согласно устоявшейся версии, Плучек боялся режиссерских успехов Миронова и считал, что тот метит на его место. Об этом конфликте знали все друзья и коллеги Миронова, однако мало кто мог ожидать, что Плучек решит продолжить мстить Миронову даже после смерти последнего. Когда врачи сообщили о кончине актера, Плучек отказался отменять гастроли – а это значило, что никто из коллег Миронова не сможет присутствовать на похоронах.
Прощание с Мироновым было организовано в Театре Сатиры в Москве. 20 августа 1987 гроб с телом актера был помещен на сцену, там же разместили места для его ближайших родственников и друзей, а в зал в порядке живой очереди допускали поклонников Миронова, которых пришло много тысяч. Театр Сатиры был окружен тремя кордонами милиции, очереди скорбящих сограждан растягивались на километры. Во время церемонии на фоне играли аудиозаписи с песнями в исполнении самого Миронова. Некрологи произносили такие знаменитые деятели искусства, как Олег Басилашвили, Белла Ахмадулина, Михаил Козаков, Марк Захаров и другие. Однако особо запомнилось присутствующим выступление Иосифа Кобзона, которое многие посчитали оскорбительным. Кобзон счел нужным прокомментировать решение Плучека не пускать труппу на похороны Миронова: он заявил, что гастроли – это как война, и что если один солдат пал, другие должны продолжать бой, и в целом одобрил поступок худрука Театра Сатиры – многие друзья и коллеги покойного долго не могли простить певцу этой речи.
Погребение
Семья актёра очень хотела, чтобы он был похоронен по высшему разряду – на Новодевичьем кладбище, где в советские годы хоронили всех значимых для государства людей. Жена Миронова, Лариса Голубкина, даже звонила по этому поводу министру обороны СССР Дмитрию Язову, потому что тот был большим поклонником Миронова: просила о заступничестве, однако Язов ответил, что помочь не сможет: Моссовет уже принял решение. Решение же Моссовета было следующим: поскольку Миронов был народным артистом РСФСР, а не всего СССР, то хоронить его на Новодевичьем нельзя, а можно только на Ваганьковском – тоже престижном кладбище столицы, но недостаточно престижным с точки зрения многих друзей и родственников актёра. Более того, как считается, выделенный под захоронение актера дирекцией кладбища участок №40 является одним из самых худших – он находится слишком далеко и от входа, и от центра некрополя.
Погребение состоялось 20 августа 1987 года. После долгое время в народе упорно ходили слухи, будто Миронов был похоронен в театральном реквизите – костюме Фигаро, одетым в который он и потерял сознание тогда, на сцене рижского театра. Этот слух, однако, не соответствует действительности: некоторые друзья и коллеги актера действительно предлагали похоронить его в белом смокинге (костюм Фигаро тоже был преимущественно белым), а Иосиф Кобзон в какой-то момент даже привез белый смокинг к институту Склифосовского, в морге которого временно хранилось тело Миронова, однако мать актера решительно настояла на том, чтобы её сын был погребен в черном костюме. Впоследствии она также распорядилась о том, чтобы на могиле Миронова был установлен памятник в виде креста и оградка из бронзы.
В конце 1980-х, на фоне экономического кризиса, из которого СССР уже не суждено было выйти, на кладбищах Москвы орудовали мародеры – в числе их жертв оказался и Андрей Миронов: его захоронение лишилось всех мало-мальски ценных элементов, включая памятник и ограду. Позже его захоронение было восстановлено, однако не в прежнем виде. Сейчас на его могиле стоит памятник из черного полированного камня: на прямоугольном основании расположены несколько вертикальных прямоугольных панелей, в центральной из которых содержится вырез в форме четырехконечного креста. К могиле Миронова по сей день подносят свежие цветы поклонники его творчества.
Память
Имя актёра было присвоено улицам в Воронеже, Кургане и Ижевске, а также в честь него назвали астероид «3624 Mironov», который в 1982 открыли работники Крымской Астрофизической Обсерватории Л. Карачкина и Л. Журавлева. В Москве на углу улиц Петровка и Рахмановского переулка, на здании, ныне занимаемом Московской городской думой, с 1990 существует небольшая мемориальная доска, посвященная великому актеру.