Похороны Леонида Гайдая
Леонид Иович Гайдай - на настоящий день один из самых известных советских режиссеров. Родившись в семье, не имевшей никакого отношения к искусству, Гайдай с детства мечтал о карьере в кино, будучи при этом замкнутым и стеснительным ребенком, да к тому же не выговаривающим некоторые буквы. Вскоре после того, как Гайдай окнчил железнодорожную школу в родном Иркутске, началась Вторая мировая война, и его призвали в армию. По окончании войны Гайдай поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Его дебютная работа в кино, однако, была актерской: в 1955 году он снялся в комедии Бориса Барнета “Ляна”. В том же году он устроился работать режиссером на Мосфильм. Его первые собственные фильмы - “Долгий путь” и “Ветер” - не имели особого успеха, а из-за “Жениха с того света” и “Трижды воскресшего” он оказался в опале у чиновников от культуры. Его восхождение к славе началось с короткометражного фильма “Пёс Барбос и необычный кросс”. Работа с Моргуновым, Вициным и Никулиным в дальнейшем продолжилась в других комедиях Гайдая, которые стали хитами, которые новые поколения пересматривают до сих пор: “Самогонщики”, “Операция «Ы» и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”. С Никулиным гайдай также работал над фильмом “Бриллиантовая рука”, которая также считается классикой советской комедии. За его же авторством вышли другие по сей день известные фильмы - например, экранизация “12 стульев” 1971 года, а также “Иван Васильевич меняет профессию”. Последней работой Гайдая стала комедия “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди”, снятая в последний год существования СССР, а выпущенная в прокат уже после его развала.
Смерть
В 1990-х годах на жизнь Гайдая обрушилось множество негативных событий. Финансирование Мосфильма было урезано, так что у него, как и многих деятелей искусства в те годы, начались проблемы с тем, чтобы зарабатывать себе на жизнь - создавать собственное производственное объединение или киностудию Гайдай по тем или иным причинам не хотел. Как и многие тогда, Гайдай ощущал невостребованным даже не лично себя, а всю свою манеру снимать кино, весь свой подход к производству сценариев, к направлению актерской игры в изменившихся политических и социальных условиях. На фоне этого также обострились его многочисленные проблемы со здоровьем - режиссер на тот момент был уже не молод. Буквально пару месяцев спустя после премьеры в кинотеатрах его последнего фильма - “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди” - Гайдай попал в больницу с сердечными проблемами. 19 ноября 1993 года Леонид Иович Гайдай скончался от тромбоэмболии легочной артерии. Ему было 70 лет.
Прощание
24 ноября 1993 в Доме Кино состоялось публичное прощание с великим режиссером. Церемония началась в 12:30 утра, на ней присутствовали родственники, друзья и коллеги Леонид Иовича. Гроб стоял на сцене, возле него возвышались цветочные венки, а позади стоял портрет Гайдая высотой почти в человеческий рост - на этом черно-белом портрете Гайдай был изображен еще молодым. Также на прощание с ним были допущены его поклонники - они начали собираться с цветами у дверей Дома Кино еще с утра.
Похороны
Леонид Иович Гайдай был погребен 24 ноября 1993 года на Кунцевском кладбище. Его примогильный участок обсажен цветами цветами и кустарниками, а центральное место в композиции занимает памятник из черного полированного гранита. На маленькой квадратной плите располагаются две стелы с изгибом по одной из сторон. На более высокой из них содержатся гравировка: подпись “Л. Гайдай” и даты жизни режиссера - 1923-1993. Две стелы скреплены металлическим орнаментов в виде ленты, в изгибы которого посетители вкладывают цветы и букеты. Памятник Гайдаю отличается скромностью, которой были отмечены и его похороны, и последние годы его жизни.
Признание заслуг
Несмотря на опалу в первые годы своей творческой карьеры, Гайдай в конечном итоге пришел к большому успеху не только в глазах простых зрителей, но и в глазах высших руководителей государства. С конца 1960-х годов режиссер регулярно удостаивался престижных государственных наград, которых в конечном итоге накопилось весьма немало - любопытно, что, помимо прочего, Гайдай также был награжден множество военных наград, хотя его служба во время Великой Отечественной войны была непродолжительной и в актуальное время была отмечена только медалью «За боевые заслуги». После того, как он уже пришел к славе, Гайдая советское правительство также наградило медалями “50-”, “60-”, “70 лет Вооружённых Сил СССР”, юбилейными победными медалями, Орденом Отечественной войны I степени и т.д. Разумеется, куда многочисленнее и значимее были его награды за вклад в киноискусство. В 1969 году Гайдай был удостоен звания заслуженного деятеля искусств, в 1974 - Народного артиста РСФСР, а в 1989 - Народного артиста СССР - за большие заслуги в развитии советского киноискусства и плодотворную общественную деятельность. Были у Гайдая и международные награды: например, «Серебряный дракон Вавеля», полученный им на международном кинофестивале короткометражных фильмов в Кракове за его «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Память
На настоящий момент именем Леонида Иовича Гайдая названо несколько российских топонимов, а также ему посвящен ряд памятников. В частности, его имя носит одна из новых улиц микрорайона Левашово в Кургане, одна из площадей на территории киноконцерна «Мосфильм». Именем Гайдая назван также ряд учреждений: например, его имя было присвоено старейшему кинотеатру города Иркутска, а в городе Свободный существует кинотеатр имени Гайдая, рядом с которым также стоит памятник великому советскому режиссеру. Наконец, другие памятники Гайдаю включают в себя мемориальную доски на доме, где он жил в детстве, на здании школы, в которой он учился, на здании дома в Москве, где он жил в конце жизни, а также в здании, где в период Великой Отечественной располагался госпиталь, где Гайдай восстанавливался после ранения. Также в 2000-х годах было снято великое множество документальных фильмов о его жизни и творчестве.