Похороны Льва Толстого
Лев Толстой - один из известнейших российских писателей, причем известен он был как на родине, так и за рубежом. Прославился он, главным образом, как романист, в творчестве которого воплотился период от классического европейского романа XIX века к новым литературным жанрам ХХ века. Толстой многократно был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (хотя ни разу её не выиграл и впоследствие от дальнейших номинация отказался), его произведения ставились на сценах всего мира и за последние сто лет пережили сотни экранизаций. Толстой также был известен как автор религиозно-философских произведений, в которых он критиковал как русскую православную церковь в частности, так и весь традиционный уклад российской жизни вообще, причем влияние его было столь сильно, что уже при жизни писателя сформировалось религиозно-этическое общественное течение, получившее название “толстовство”. Сам Толстой был отлучен от православной церкви – его взгляды на Бога в какой-то момент слишком сильно разошлись с православными догматами. Примечателен и тот факт, что в конечном итоге именно Толстой – а отнюдь не один из “пролетарских писателей” – стал самым издаваемым писателем за всю историю Советского Союза: общий тираж 3199 изданий составил более 436 миллионов экземпляров.
Смерть
К концу 1870 – началу 1880-х годов творческие, а в равной степени и религиозно-философские поиски привели Толстого к коренному перелому в его некогда эксцентричном, но все же более или менее стандартном для того времени аристократическом мировоззрении – Толстой все же был графом и принадлежал к роду уважаемому и зажиточному. Так или иначе, постепенно Толстой отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, увлекается занятиями физическим трудом, начинает носить простую, а порой и откровенно крестьянскую одежду (в ней его можно видеть почти на всех его фотографиях из начала ХХ века), передаёт членам семьи все своё состояние, отказывается от интеллектуальной собственности на свои произведения, становится вегетарианцем. Так писатель пытался – и чем дальше, тем сильнее – привести свою жизнь в согласие со своими этическими принципами.
Осенью 1910 года он решил покинуть своё имение в Ясной Поляне (что неподалеку от Москвы) и отправиться в путешествие без определенной цели в сопровождении нескольких товарищей. Толстой посетил Оптину Пустынь и Шамординский монастырь, после чего направился в Новочеркасск, однако по пути у него началось воспаление легких, и путешествие пришлось прервать на станции Астапово, что в Липецкой области. Там писатель мучительно умирал на протяжение семи дней и, в конечном итоге, скончался в доме начальника станции Ивана Озолина – писателю было 82 года.
Известия о его болезни мгновенно облетели всю Россию. Святейший Синод обменивался шифрованными телеграммами с министерством внутренних дел, пытаясь решить, как власть и церковь должны вести себя в этой ситуации. Известно, что с того самого момента, когда в 1901 году Толстой был отлучен от Церкви, и Толстой, и Церковь прекрасно осознавали, что Толстой был нужен Церкви, а не наоборот. Потому Святейший Синод на протяжение десяти лет строил планы, как можно было бы заставить Толстого покаяться и вернуться в сообщество верующих - его разрыв с русской церковью был очень сильным ударом по её имиджу. В частности, были планы солгать о его покаянии, так или иначе лжесвидетельствовать о том, что Толстой исповедовался перед смертью и т.д. Пока Толстой умирал в Астапово, к нему посылали игумена Оптиной Пустыни Варсонофия с заданием получить покаяние от писателя, однако игумена не пустили на порог. В конечном итоге подделать покаяния Толстого у Церкви не получилось, да и вряд ли могло получиться: он в своих дневниках оставил слишком много заметок о постоянных попытках Церкви любой ценой «вытянуть» из него покаяние и примирение с православием.
Прощание
Из Астапово тело писателя было доставлено в его имение в Ясной Поляне. 22 ноября 1910 (по новому стилю) для прощания с Толстым туда явилось несколько тысяч человек, среди которых были и студенты из Москвы, и местные крестьяне, и горожане, а также сотрудники государственных учреждений и полицейские – власти опасались, что прощание с писателем обернется антиправительственным выступлением.
Церемония прощания с Толстым вошла в историю России как первая светская. Это были первые в стране публичные похороны знаменитого человека, прошедшие не по православному и не по иному религиозному обряду. Как и завещал граф, на церемонии не было ни попов, ни икон, ни свечей. Люди, провожавшие тело писателя от станции до имения, тихо пели. Когда тело расположили в одной из комнат усадьбы, скорбящие по очереди входили внутрь и молча прощались с ним.
Процессия
23 ноября – всё так же в присутствии тысяч скорбящих и представителей власти - гроб с телом Толстого взяли в руки его друзья и сподвижники и понесли в сторону леса, где Толстой со своим братом играли в детстве и где они искали волшебную «зеленую палочку», которая должна была принести счастье всему человечеству.
Гроб был дубовым, креста на крышке не было. Участники траурной процессии пели «Вечную память». Перед гробом несли большой написанный от руки транспарант со следующими словами:
«Лев Николаевич! Память о твоем добре не умрет среди нас, осиротелых крестьян Ясной Поляны».
Похороны
Когда процессия достигла места, гроб с умершим был опущен в могилу – при этом все скорбящие встали на колени. Дежуривший при гробе полицейский офицер, которому было поручено следить за порядком на церемонии, заметил, что один из его подчиненных не преклонил колен, оставшись стоять единственным из всех собравшихся, и тогда криком «Полиция, на колени!» офицер заставил его последовать примеру окружающих. Над могилой был насыпан холм, на котором не было ни креста, ни надгробия, а на полукруглой поляне вокруг него не высадили цветов. Так могила писателя выглядит и по сей день.
В день похорон газеты опубликовали часть речи императора Николая Второго по поводу кончины писателя:
«Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».
Последствия
Два года спустя вдова графа С. А. Толстая заявила, что слухи об отпевании Толстого были правдой: она попросила отца Григория Калиновского совершить обряд в её присутствии через какое-то время после похорон. Также известно, что религиозные панихиды по писателю – против его собственного завещания – были проведены во многих церквях России в течение нескольких следующих дней. В частности, армянская церковь в Санкт-Петербурге отслужила даже несколько панихид по Толстому – поскольку из-за своих размеров не могла за один раз вместить всех желающих.
Помимо прочего, в течение нескольких последующих недель по всей стране прошло множество студенческих и рабочих демонстраций с портретами писателя, однако многие пошли еще дальше: останавливалась работа заводов, организовывались легальные и нелегальные сходки, выпускались листовки, закрывались театры и магазины - жители России как могли пытались почтить память Толстого.