Похороны Максима Горького

6993
Время прочтения статьи - 8 минут 50 секунд

На протяжение многих десятилетий Алексей Максимович Пешков был одним из известнейших российских литераторов, прославившись под псевдонимом Максим Горький. Громким успехом он пользовался уже с 1900-х годов и был известен как один из авторов, воспевавших скорое пришествие «нового человека», который построит новое государство и общество – на фоне этого неудивительно, что Горький на протяжение нескольких лет был одним из самых крупных жертвователей в пользу большевистской партии. Однако после Октябрьской революции его отношения с новой властью складывались неоднозначным образом. С одной стороны, Горький стал самым издаваемым советским писателем в СССР, по совокупным тиражам за 74 года советской власти уступив лишь Толстому и Пушкину. С другой стороны, он критиковал как некоторые аспекты политики Ленина, так и Сталина, за что на несколько лет оказался в своего рода зарубежной ссылке. С третьей стороны, вернувшись в СССР в 1932 году, он был тепло принят и всячески обласкан властью - а в 1936 году внезапно для многих умер при не до конца выясненных обстоятельствах. При этом с 1932 до 1990 года имя Горького было присвоено его родному Нижнему Новгороду, а сам писатель во всех советских энциклопедиях и учебных пособиях значился как один из основателей соцреализма – «вершины эволюции» литературного производства с точки зрения советского государства. Так или иначе, Максим Горький сделал огромный вклад в отечественную и мировую литературу, за что заслуженно был почитаем как при жизни, так и после смерти.

Смерть

После возвращения в СССР в 1932 Горькому было запрещено выезжать за границу – «взамен» государство выделило ему дачу в Крыму. Более того, в Москве ему был выделен особняк Рябушинского в качестве резиденции для проживания – в котором, однако, он находился, с точки зрения многих, в положении почти что пленника: к нему была приставлена большая охрана, которая значительно ограничивала его контакты с внешним миром ради защиты «безопасности» передового пролетарского писателя. Как считается, в конце мая 1936 Горький вернулся из Крыма в Москву, вскоре заболел гриппом, и к 8 июня чувствовал себя настолько плохо, что врачи – а их его окружало в отдельные дни до семнадцати человек – были уверены, что Горький не выживет. В это время Горького навестило множество первых лиц государства – включая И. В. Сталина, который приезжал целых три раза – 8 июня, 10 и 12. Что примечательно – и в этом сходятся все источники – Сталин говорил с Горьким о странных для сложившейся ситуации вещах: о судьбах французского крестьянства, о литературе – при этом никто так и не знал, по какой именно причине вождю потребовалось трижды общаться с умирающим тет-а-тет.

В последующие дни вся его расширенная семья прощалась с писателем. 18 июня около 11 часов утра Горький скончался; как считается, его последними словами были «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил!» – они были обращены к медсестре О. Д. Чертковой. Вскрытие провели прямо на месте, оно показало обширные повреждения легких, вполне соотносимые с прижизненным диагнозом. Мозг Горького был извлечен и отправлен в Институт Мозга, созданный в 1920-х специально для исследования мозгов выдающихся советских деятелей.

Прощание

Гроб с телом Горького был выставлен для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов на углу Охотного Ряда и Большой Дмитровки. Позади гроба высилась настоящая гора из цветов. О смерти творца написали все основные газеты Советского Союза, а потому множество людей пришло попрощаться с Горьким. Из числа именитых гостей Колонный зал посетили Сталин, Молотов, Н.К.Крупская, М.И.Ульянова, а также Алексей Толстой, Демьян Бедный, Федор Гладков, Андрей Платонов и множество других деятелей искусства и культуры.

Кремация

Сын Горького – Максим Пешков – умер на два года раньше отца и был погребен на Новодевичьем кладбище. Согласно завещанию Горького, он хотел быть похоронен там же, рядом с сыном, однако в организацию похорон вмешался лично Сталин и устроил всё по-своему. Политбюро ВКП(б) выпустило постановление, согласно которому писателю полагались государственные похороны по высшему разряду: его тело было приказано кремировать, а урну с прахом поместить в Кремлевскую стену. Вдова Горького – Е. П. Пешкова – ходатайствовала о том, чтобы ей передали хотя бы часть праха мужа, чтобы она могла хотя бы в какой-то мере исполнить исполнить его завещание, однако она получила отказ. Максима Горького кремировали в Донском крематории – который, в свою очередь, считался одним из символов «нового общества», свидетельствовавшем о том, что в стране советов не только живут, но и умирают по-новому, и был предметом большой гордости для государственной пропаганды.

Процессия

Погребальную урну с прахом писателя водрузили на носилки, за которые взялись Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе и другие первые лица государства – всего 8-10 человек. Они пронесли носилки по Красной Площади под взглядами тысяч людей, пришедших попрощаться с Горьким, а также под прицелами сотен фото- и кинокамер. Несомненно, присутствовали и иностранные корреспонденты: Горький к тому моменту уже давно был мировой знаменитостью, многократно номинировавшимся на Нобелевскую премию писателем (правда, так ни разу её и не получившим).

Похороны

По прибытии на Красную Площадь начался траурный митинг, в ходе которого первые лица государства – включая Сталина – выступали с трибуны ленинского мавзолея, повествуя о заслугах великого писателя. На архивных кинозаписях видно, что вся площадь была заполнена людьми – при этом очевидно, что погода стояла довольно жаркая, что не помешало тысячам людей провести много часов на траурном мероприятии. Наконец, когда все речи были произнесены, Сталин, Толстой, Молотов, Каганович, Орджоникидзе и другие вновь взялись за носилки и донесли их до ниши в Кремлевской стене, где и была захоронена урна – там она покоится по сей день. К Кремлевской стене были возложены колоссальных размеров цветочные венки.

Последствия

Любому жителю нашей страны известно, что как много топонимов было переименовано в честь Горького, как много предприятий и учебных заведений было названо его именем, однако что с годами подзабылось, так это скандалы и интриги, связанные со смертью писателя. Непосредственно сразу после смерти поползли слухи, что Горький был убит – молва возлагала ответственность на Сталина, которому Горький незадолго до того отказал в написании биографии: тогда как раз пришла пора Большого Террора, и потому многие советские граждане верили, что вождь просто не мог простить писателю отказ. Но и сама советская власть подливала масла в огонь: уже в 1938 году – как раз в разгар репрессий – Генрих Ягода и Петр Крючков признали, что убили и Горького, и его сына. Позже в смерти Горького советские власти также обвиняли трёх врачей (Казакова, Левина и Плетнёва), якобы убивших и других важных деятелей. Также еще много лет ходили слухи об отравлении или ином способе убийства писателя некими третьими лицами по тем или иным причинам. Так или иначе, сегодня нам известно, что ни врачи, ни оговоривший себя на суде Генрих Ягода к смерти Горького никакого отношению в действительности не имели, а относительно причастности к ней И. В. Сталина или каких-либо других партийных деятелей никаких конкретных улик нет.

4 марта 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок